Шахматные рокировки за 100-летнюю историю партийных движений в Турецкой Республике никогда не были такими многоходовыми и агрессивными, как сейчас. Итоги выборов 7 июня показали, что Партия справедливости и развития (ПСР), ранее набиравшая более 60% голосов, утратила доверие народа. И тогда лидер Партии национального движения (ПНД) Девлет Бахчели подсказал ей, как вновь стать партией власти.

ИА REGNUM

Избиратели, почувствовавшие на себе авторитарное правление президента Реджепа Эрдогана, видя отдаление от принципов демократического государства, игнорирование законов и ухудшение экономического положения, не дали ПСР создать однопартийное правительство. Граждане Турции дали оппозиционным партиям возможность прийти к власти, пусть и путем коалиции. Итоги выборов 7 июня можно было изменить только с участием ПНД, и тогда хаоса в политической жизни Турции удалось бы избежать. Однако Бахчели не поддержал интересы государства. Руководство ПНД отказалось от коалиции, ускорив тем самым реализацию изощренного плана со стороны президентского дворца и ПСР. Затем ПНД провозгласила Народную демократическую партию (НДП) несистемным движением, подтолкнув президента к досрочным выборам. Отказываясь вести переговоры о коалиции, Бахчели сознательно упустил возможность избрания альтернативной фигуры на пост главы парламента. Этот пост был фактически передан в руки ПСР, которая исключила парламент из политического процесса. Законодатели превратились в бесправный и подчиненный правительству инструмент власти. Поэтому ПНД также несет ответственность за все неконституционные решения, принятые парламентом в этот период.

Еще до выборов 7 июня ПНД перекрыла пути для создания единого блока с Партией счастья и Партией великого единства (BBP), опосредованно поспособствовав тому, чтобы НДП преодолела избирательный барьер. А жесткая критика в адрес президента Эрдогана и требование со стороны последнего компенсаций от Бахчели воспринимались как прикрытие, срежиссированное поведение двух лидеров. Турции следовало избежать спланированных Эрдоганом показных переговоров о коалиции, принять волевое решение о трехпартийной коалиции на здоровых и честных условиях. Сегодня члены ПНД обижены и разгневаны. Тугрул Тюркеш, сын основателя партии Альпарслана Тюркеша, принял предложение ПСР и НДП стать министром во временном правительстве, что было расценено как предательство.

Вот как оценил этот поступок заместитель генерального секретаря партии Шевкат Четин: «Мы берегли и ценили его, как наследие нашего основателя и лидера, долгие годы терпели поступки, недостойные сына вождя. За сколько сребреников ты предал дело своего отца и продал свое имя?» ПНД считает, что сценарий был разыгран сразу после выборов 7 июня. Создавалась только видимость создания коалиции: главной целью было довести переговоры до тупика и перейти к формированию довыборного временного правительства. За всем этим стоял лично Эрдоган. Тюркеш долгое время не участвовал в партийной деятельности, но сразу после выборов встретился с президентом. Никто не ожидал, что он примет предложение главы государства. По словам журналиста газеты Taraf Хюсейна Озая, руководство ПСР предложило Тюркешу три поста при согласии последнего вступить в их ряды. Прежде всего, ему дают пост вице-премьера во временном правительстве, затем ему гарантировали кресло депутата в новом парламенте и должность в кабинете министров, который будет создан после внеочередных выборов. Кроме того, Тюркешу обещали экономическую поддержку, передает Taraf.

Сложная шахматная партия находится в самом разгаре. После принятия Тюркешем министерского поста стал очевидным план президента по расколу ПНД, который по форме напоминает «гамбит». Тюркеш станет депутатом от ПСР, а голоса ПНД разделятся, часть из которых отойдет ПСР. В конечном итоге ПНД не пройдет избирательный барьер и останется за пределами парламента. Дело в том, что партия Эрдогана не сумела подорвать число сторонников НДП на июньских выборах, поэтому сейчас вся атака направлена на ПНД. С принятием министерского поста Тюркешем воплотился первый этап плана. На очереди — выставление его кандидатом от ПСР. Это будет громкий посыл националистически настроенным избирателям: новый адрес патриотов теперь не ПНД, а ПСР.

Тюркеш поверг в шоковое состояние многочисленных сторонников ПНД, длительное время переговариваясь с президентом. Более того, партийное руководство знало об этом, но не афишировало сведений, чтобы не вызвать негатива со стороны избирателей. Как оказалось, Бахчели неоднократно докладывали о контактах Тюркеша с Эрдоганом. Вопреки многократным предупреждениям, Тюркеш продолжал активные контакты с командой президента. Ожидается, что в ближайшие дни политтехнологи ПСР предпримут новые шаги для ослабления ПНД.

В течение двух месяцев до выборов они будут делать все, чтобы голоса ПНД во внутренней и восточной Анатолии, где население не искушено в политических интригах, перешли вслед за Тюркешем в копилку ПСР. Широко также критиковалось поведение ПСР, которая декларировала, что во временном правительстве не будет представителей НДП и Республиканской народной партии (РНП), проводя коварную схему переманивания депутатов.Споры шли вокруг того, кому ПСР предложит войти в правительство. Все ждали, что такое предложение поступит Тюркешу, но никто не ожидал, что он предаст партию.

ПНД исключила Тюркеша из партии, и тогда в борьбу за него вступилась ПСР. Предполагается, что президент будет строить свою тактику на переманивании голосов национал-патриотов, используя его имя. Для этого Тюркеша выдвигают кандидатом от ПСР, через него поддерживаются оппозиционные настроения внутри ПНД, чтобы ослабить ее ряды. Все эти планы должны быть реализованы до 1 ноября. Цель — снизить голоса ПНД на 3−4%, что не даст пройти 9%-й барьер. ПСР пыталась реализовать этот план до выборов 7 июня, однако тогда ничего не вышло. К тому же президентская команда не ожидала, что голоса ПСР упадут так низко.

Тюркеш, который все еще считает себя членом ПНД, заявил, что никто не имеет права выгонять его, сына основателя партии. После вступления в должность министра он настойчиво хотел встретиться с Бахчели и узнать, будут ли какие-либо наставления от партии на его новом посту. Но последний ответил, что встречаться и обсуждать им нечего. Еще до завершения формального заседания имя Тюркеша было удалено с интернет-портала партии. «Что обретет гора, если на нее сядет воробей? Что потеряет гора, если воробей улетит с нее?» — заявил Бахчели.