Вопреки избитому анекдоту, есть одна новость хорошая, а другая — просто очень хорошая.

carakoom.com
Советский представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка».

Дмитрий Медведев решил урезать «понты» — извините за приблатненную лексику, «амбиции» будет слишком деликатно — отечественных чиновников. В качестве новогоднего подарка руководители российских федеральных органов власти до 31 декабря еще смогут заказать себе автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и стоимостью свыше 2,5 миллиона рублей. Потом — извиняйте, по одежке протягивайте ножки. Ну, как водится, постановление правительства направлено «на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств».

Согласитесь, новость хорошая. Для тех, в чьих интересах «исключается возможность растраты». Теперь мы можем не сильно переживать, читая сообщение от 11 сентября о том, что почти пять с половиной миллиардов рублей бюджетных денег, которые должны были пойти на строительство космодрома «Восточный», расхитили. Это так сегодняшние «манагеры» трактуют знаменитое гагаринское «Поехали!», а всевозможные комиссии потом расследуют причины очередного неудачного запуска ракеты-носителя. В предстоящем году каждая копейка — жаль, ее отменили — будет на счету, экономика должна быть экономной, коррупции — бой, демчванство — за порог, и так далее.

Вторая новость тоже обязана обрадовать истинных патриотов, по сей день приобретающих российские автомобили: во Франкфурте выставили нашу «Ладу весту», прикрыли логотипы, и предложили посетителям автосалона поиграть в «угадайку». Ошиблись все. И те, кто назвал нашу машину «американкой», и те, кто порадовался за новшества немецкого, а также японского автопрома. Как во все времена говорили на Руси, умеем, если захотим. У «Весты» внутри — и кондиционер, и система «ЭРА-ГЛОНАСС», и антипротивобуксовочная система, и электроусилитель руля. Много еще чего, и недорого, согласно предварительной информации — с учетом колебаний нашей валюты — около 500 тысяч рублей.

Хотя мы, конечно, знаем: не царское это дело, кататься на чисто российском автопроме, складывая при этом пламенные речи о необходимости «углубить и расширить» импортозамещение. Или — размышляя о необходимости экономии бюджетных средств за счет «оптимизации» системы здравоохранения. Просто несолидно, согласитесь.

Разумеется, цены на иномарки в интернете отличаются от цен в автосалонах, там запросят больше. Но все равно сегодня за 2,5 миллиона рублей можно купить японскую «Теану», не самый сильный и не самый крупный «Мерседес» или «Лексус». Неплохие машины, все знают. Специалисты согласны, но добавляют: они лишь с натяжкой могут сойти за автомобиль представительского класса. Для того чтобы «подчеркнуть имидж» и не стесняться своих партнеров, то лучше, приезжая на переговоры, выбрать машину одного из элитных брендов. Процитировал рекомендации экспертов практически слово в слово.

Иначе и быть не может. Ведь «руководители российских федеральных органов» ездят на работу в свои министерства, в правительство, да и в Кремль, наконец, где находятся те самые «партнеры по переговорам». Неровен час, председатель правительства — или кто «выше»… — узрит своего министра, прибывшего на «Весте». О каких конструктивных переговорах тогда может идти речь…

Нет, автомобиль сразу перестал быть средством передвижения в «новой России». В «тоталитарном СССР» чиновников расставляли по ранжиру, одним предоставляя служебные «Волги», другим — «Чайки». Руководство ездило на знаменитых «ЗиЛах». Но у пришедших к власти демократических реформаторов была своя трактовка «Рабочей Марсельезы», призывавшей отречься от старого мира и отряхнуть его прах с наших ног.

Только по причине «продуктовых антисанкций» мы теперь все больше потребляем отечественную сельхозпродукцию — правда, по тем же «импортным ценам». Зато не сотрясаем на каждом углу воздух призывами поддержать российского крестьянина, покупая «нашенское». А вот история с чиновничьими автомобилями и попытки заставить государевых слуг пересадить на родные «колеса», начавшись уже лет двадцать назад, видимо, не закончится никогда.

Еще в феврале 1996 года депутат Владимир Григориади на заседании Государственной Думы заявил: «Я не могу представить, чтобы президент США Клинтон ездил на нашей машине «ГАЗ-31 029», а у нас все правительство, аппарат президента и — сегодня мы обратили внимание — наша Государственная Дума собираются ездить на машинах импортного производства. У нас, по-моему, совершенно нет гордости российской. Поэтому я предлагаю принять обращение к президенту, правительству, палатам Федерального Собрания отказаться от импортных автомобилей и пересесть на наши «Москвичи» и «УАЗики». В стенограмме, как и положено, в скобках, указано: «Аплодисменты».

Чуть позже парламентарий вновь вернулся к злободневной теме и пояснил: «Поэтому и наши заводы находятся в таком тяжелейшем состоянии. И вот мы, депутаты, тоже пошли по этому порочному пути. Приобретены автомобили марки «Ауди» для того, чтобы мы на них ездили». По мнению В. Григориади, только пересев на российские машины, депутаты поймут проблемы, стоящие перед отечественными автомобилестроителями.

Любопытные начали интересоваться, откуда же взялись «государственные» иномарки под названием «Ауди». «Ответ простой, — пояснил депутат Государственной Думы Виталий Севастьянов. — Все эти вопросы решает управление делами президента. При оптовой закупке цена иномарок оказалась ниже, чем стоимость наших автомобилей. Машины закупались для правительства, палат Федерального Собрания. В управлении делами президента решается все, вплоть до обеспечения зарплатой депутатов».

«Я понимаю, что мы должны защищать российское, но не в ущерб же самим себе, — пояснил начальник управления делами президента Павел Бородин. — Вот недавно мы 160 «Ауди» купили, сейчас еще будем покупать и «Мерседесы», «Саабы». Причина проста: «Сааб» стоит 18.500 долларов, у него гарантия 150.000 километров. «Волга» обходится в 24.000 долларов, и у нее гарантия всего 20.000 километров. В позапрошлом году мы купили 700 новых «Волг», из них 200 сразу под забор поставили, а 350 — через пару недель».

Никита Сергеевич Хрущев, искренне желая продемонстрировать единство руководства страны и народа, пытался ездить на работу на «Москвиче». Как и Борис Ельцин. Долго они не выдержали. Что до американского президента, только в воспаленном мозгу могла возникнуть картина: Билл Клинтон мчится к стажерке Монике Левински на «Волге». Теперь — в сослагательном наклонении: если бы по дороге у машины, скажем, потек радиатор или развалилась корзина сцепления, что происходило с «Волгой» сплошь и рядом, то Америка была бы лишена романтического скандала с любвеобильным президентом.

Идею депутата возродил в 1997 году Борис Немцов — после того, как его назначили первым заместителем председателя правительства. Как заявил бывший губернатор региона, где и «клепали» машины «Волга», подготовлен и вскоре будет передан на рассмотрение президенту проект указа, согласно которому государственные чиновники должны пересесть с «Мерседесов» и «Ауди» на автомашины «Волга». Почему они этого не сделали, и какова судьба подготовленного указа, угадайте с первого раза.

Выбор марки «тачек» для чиновников давно уже получил статус важнейшей государственной проблемы. Нет, даже после вступления в силу суровых правительственных постановлений в будущем году они не станут ездить на новой «Весте». Выход всегда есть: как утверждают злые языки, лет десять назад на очень высокую должность в Кремль пришел молодой и, конечно, безумно талантливый человек. Тамошний хозяйственник объяснил ему, что за ним закреплен служебный «Форд» с престижными, так называемыми «флажковыми номерами». Новобранец, не мудрствуя лукаво, тут же приказал переставить «неприкасаемые» номерные знаки на свой личный «БМВ».

Если у басни нет морали, то можно считать ее анекдотом. Поскольку дело серьезное, то мораль звучит примитивно: передвижение на комфортабельных иномарках по городам и весям нисколько не мешает слугам государевым разрабатывать успешные планы импортозамещения, рецепты избавления нашей экономики от нефтяной зависимости и повышения жизненного уровня сограждан.

Ну, а когда кризис закончится, то вопрос о ценовых лимитах на служебные машины отпадет сам собой. Может, к тому времени мы уже наладим в России отверточную сборку «Роллс-Ройсов», кто знает.