Еврокомиссия продолжает реализацию двух центральных аспектов своей энергетической стратегии — создание энергетического союза и альтернативных нефтегазовых маршрутов. Первая задача не ограничивается лишь странами-членами. Накануне июльского саммита ЕС и балканских стран в Вене вице-президент ЕК Марош Шевчович заявил: «Мы не будет жалеть сил, чтобы лучше связать балканские страны с нашими энергосистемами». Включение Балкан в европейскую сеть — часть подготовки к членству в Союзе в рамках т.н. Pre-Accession programme. Европейский инвестиционный банк, ЕБРР и немецкий Kreditanstalt für Wiederaufbau выделят свыше 300 млн евро. Трансбалканский проект предусматривает сцепление энергосистем Албании, Македонии, Косово и Сербии. ЕС намерен воплотить в жизнь еще четыре газовых проекта: «Юг-Восток» (между Эгейским и Ионическим морями и Украиной), «Центр-Восток» (Черное море — Центральная Европа), «Адриатика» (между Адриатическим морем и Украиной) и «Север-Юг» (от Польши до Хорватии).

Строительство разветвленных газо — и электросистем, согласно плану, должно поспособствовать диверсификации поставок. Очевидно, что какая бы развитая не была инфраструктура, достичь этой цели за счет внутренних ресурсов едва ли возможно. Кто даст газ Европе? В последнее время много говорят об Иране, обладающем несметными резервами «голубого топлива« (33−34 трлн. кубометров). 7 сентября в Тегеране побывала испанская делегация. Испания, обладающая крупнейшим в Европе потенциалом для импорта СПГ, предлагает поставлять газ морем. В Иране отсутствуют технологии и терминалы по производству сжиженного природного газа. К тому же между Испанией и остальным континентом отсутствует развитая сеть трубопроводов. Альтернатива этому маршруту — транзит через Турцию. Причем нужно строить новый газопровод, т.к. существующая нитка Табриз-Анкара не годится для масштабных потоков, о которых мечтают и Тегеран, и Брюссель. Нельзя забывать и о геополитических рисках, касающихся практически каждого альтернативного России маршрута. Стартовавшая на Ближнем Востоке в 2011 г. новая волна деколонизации может затронуть и исламскую республику. Иранские азербайджанцы, курды, белуджи живут на территориях, через которые ИРИ намерена проложить нефте-газомагистрали в Европу и Азию.

Европейский союз должен поспешить с выбором партнеров, чтобы избавить себя от угрозы «холодных зим« в предстоящие годы. А такая угроза есть. Европейские нефтехранилища, по данным «Вести Экономика», заполнены лишь на треть, хотя раньше держались в отметке выше 60%. Потребность в газе будет расти. Замглавы «Газпрома» Александр Медведев считает, что к 2025 году Старый Свет столкнется с дефицитом от 50 до 70 млрд кубометров. Нехватка газа обостряется плохими новостями с Северного моря. Высокая себестоимость местной марки Brent повышает расходы компаний при низких ценах на нефть. Shell, BP, Chevron и ConocoPhillips уволили 5 тыс. сотрудников. Французская Total распродает инфраструктурные активы на сумму $900 млн. «Нам предстоит увидеть массовую реструктуризацию«, — предостерегал весной директор BP Боб Дадли. По оценке МВФ, британская нефтегазовая индустрия имеет самую затратную структуру в мире, поэтому наиболее чувствительна к продолжительному падению. Поражаясь «удивительной стойкости« сланцевых производителей США, Дадли негласно возлагает на них ответственность за потери BP. Падению британского производства способствует не только цена, но и сокращение запасов Северного моря. Последние «новые» залежи нефти были найдены в конце 1990-х. Прогнозируемый Reuters рост добычи в октябре не отменяет проблему истощения.

На этом фоне Россия получает преимущества, которые еще предстоит реализовать. Здесь помеха состоит не в запасах и транспортировке, а в юридических «тонкостях».В апреле Еврокомиссия направила уведомление «Газпрому» с претензией о нарушении антитрестовского закона ЕС. На днях российский концерн запустил новый тип реализации сырья — через аукционы по спотовым ценам. Такие контракты позволяют компании «играть по правилам«. «Пока объем выставленного на аукцион газа невелик — 3,2 млрд кубометров, что составляет примерно 2% ежегодных продаж в Европу», передает BBC. Несмотря на трудности, все еще в силе проект «Турецкий поток». 19 августа Анкара направила Москве проект соглашения по строительству. «Газпром экспорт» и турецкая Botas договорились о скидке более чем на 10%. Наряду с этим будет запущен и «Северный поток-2», позволяющий замещать транзит через Украину.

Реализация стратегии Еврокомиссии удается лишь наполовину. Что касается соединения энергосистем внутри ЕС, то здесь нити контроля находятся в руках европейских кредитных учреждений. Свободно же выбирать альтернативных поставщиков Брюссель не может. Здесь погоду определяет геополитика. Не зря Шевчович заявил, что «Северный поток-2» рушит концепцию энергетической безопасности ЕС.