До последнего времени обстановка на севере Афганистана вызывала беспокойство не только в Кабуле, но и находилась в центре внимания стран региона. Сообщения о росте напряженности стали появляться с весны этого года. А в августе на страницах мировой прессы появились известия о массовых захватах боевиками населенных пунктов, жестоких боях с повстанцами и значительном росте жертв среди мирного населения. После успешной военной операции против «Талибана» в северном Вазиристане многие из боевиков покинули насиженные места и обосновались на севере Афганистана. Они заполнили собой тот вакуум, который образовался в результате потери управления со стороны центрального правительства. Появление боевиков заставило многих людей — бизнесменов, владельцев магазинов, даже фермеров, потерять доверие к местной власти, искать убежища от насилия в провинциальных центрах. По словам очевидцев, местные жители кричали нахлынувшим туда беженцам из соседних городков и деревень: «Возвращайтесь домой! Вам тут нечего делать, отправляйтесь в свои деревни!»

gumilev-center.af
Абдул Рашид Дустум.

Действия армейских подразделений против сельской оппозиции, применение артиллерии и авиации привели к гибели гражданского населения. В таких условиях талибы и другие группировки, далеко не всегда дружественные им, под флагом «Талибана» быстро нашли общий язык с местными жителями. Мятежное движение постепенно стало расширяться. Под влиянием мулл стихийное сопротивление сельских жителей приобрело организованный характер, приняло исламскую окраску. Да и сами муллы, контролируемые талибами, перешли к активному противодействию властям. Они умело использовали исламские ценности как оружие в борьбе за политическую власть. Во время пятничной проповеди в мечетях они говорили о джихаде против неверных, о почетной смерти шахидов и о рае, который ждет их после смерти. Сами боевики приходили в мечети, например, к таджикам, рассказывали о том, как американцы уничтожают мусульман по всему миру, показывали пропагандистские видео, распространяли специально написанные песни, которые легко настраивают людей против правительства. И это очень действовало, особенно на молодёжь, которая в условиях разрушенной экономики, помимо обрушившихся на них бед, лишена возможности получить работу.

Напряжение на севере страны достигло столь высокой точки кипения, что в президентском дворце в Кабуле было принято решение покончить с хаосом безвластия. Непосредственное руководство операциями по зачистке взял на себя дважды герой Афганистана, первый вице-президент страны, этнический узбек генерал Абдул Рашид Дустум. Его имя во все времена если не гремело, то было на слуху. Выходец из бедной узбекской семьи с пятью классами образования, он начинал свою деятельность разнорабочим на одной из фабрик в провинции Джузджан. Во время правления Наджибуллы он сумел организовать отряд самообороны, состоящий в основном из представителей узбекской национальности. Молодой офицер получил известность в годы войны СССР против афганских моджахедов. Тогда он воевал на стороне советских войск. Звание генерала Дустум получил еще при афганском президенте Мохаммаде Наджибулле, а после его свержения возглавил ополчение на севере Афганистана в местах компактного проживания узбеков. В 2001 году Дустум в союзе с лидером Северного альянса ныне покойным Ахмад Шахом Масудом успешно противостоял попыткам талибов выйти к границам Узбекистана и Таджикистана. В Афганистане до сих пор помнят казнь нескольких сотен талибов, которых Дустум живыми закопал в песках, оставив их умирать под раскаленным солнцем». Помнят и то, как он сажал их на кол. Так что непримиримых врагов у Дустума среди симпатизирующих движению «Талибан» пуштунов более чем достаточно.

Хроника минувших дней:

17 июля. Генерал Дустум дал находящимся в северных провинциях страны талибам неделю на капитуляцию и присоединение к мирному процессу. Он заявил, что лично готов идти на фронт, чтобы бороться с боевиками «Талибана», если те не прекратят сопротивление властям.

5 августа. Генерал во второй раз призвал талибов воздержаться от насилия и сдаться афганским силам безопасности. В противном случае он пообещал лично отправиться на фронт «в костюме и галстуке», чтобы остановить дальнейшее кровопролитие и убийства невинных людей. Он заявил, что правительство готово «приветствовать боевиков из «Талибана», сети Хаккани или любой другой группировки, которая пойдет на контакт с властями».

19 августа. В прессу поступили сообщения о переходе под контроль правоохранительных структур стратегически важных уездов Кайсар, Паштункот и Алмар. Упоминалось также об очистке горного района Хваджа-Кинти, на протяжении нескольких лет находившегося под контролем талибов. Были убиты и ранены около 200 боевиков «Талибана», ещё более 200 повстанцев приняли решение о вступлении в программу примирения. Кроме того, сотрудникам правоохранительных органов удалось арестовать некоторое количество боевиков, в числе которых, как было установлено в дальнейшем, были выходцы из других стран.

22 августа. Колонна первого вице-президента Афганистана генерала Абдула Рашида Дустума подверглась нападению боевиков «Талибана». Сам генерал не пострадал. Силам безопасности удалось отразить атаку. В результате боевых действий были убиты 8 повстанцев и задержаны еще 13.

23 августа. В уезде Алмар сложили оружие 80 боевиков, а ранее — ещё 300, при этом содействие процессу оказал местный авторитет по имени Хан Ага, оставивший антиправительственную деятельность. В число новоиспечённых участников программы примирения также вошли командиры «Талибана» Худайрахм и мулла Ниаматулла.

24 августа. Предотвращено покушение на первого вице-президента Афганистана генерала Абдул Рашида Дустума. В нападении собирались принять участие 4 боевика-смертника, устроившие засаду рядом с резиденцией генерала в уезде Кайсар. Злоумышленники не успели перейти в наступление, когда район их укрытия был оцеплен сотрудниками правоохранительных органов. Тем не менее одному из смертников удалось скрыться от стражей порядка.

25 августа. В интервью частной афганской телекомпании «Аина» генерал Дустум заявил: «Туркменистан не должен оставаться безучастным наблюдателем за тем, что происходит сегодня в приграничных провинциях соседнего Афганистана, потому я прошу его правительство внести свой вклад в общую борьбу с терроризмом, так как война в Афганистане — это не только афганская проблема. Боевики и особенно иностранные наемники ставят целью распространить эту войну на страны Центральной Азии», — сказал вице-премьер. По словам Дустума, Туркменистан имеет почти 750 километров общей границы с Афганистаном. Пять провинций Афганистана граничат с Туркменистаном. В результате военных действий, развернутых против боевиков за последние дни, 250 километров территории вдоль границы с Туркменистаном частично освобождены от террористов и тех, кто промышляет контрабандной торговлей наркотиками и оружием. «В провинции Фарьяб боевики изгнаны от Андхоя до Гормача. Принимаются меры по зачистке и других территорий. Афганские силы обязаны обеспечить безопасность на своей части границы, для этого в состав правительственных сил принимаются местные отряды самообороны Арбеки, а также прежние противники власти, которые сложили оружие», — сказал Дустум, подчеркнув важность поддержки Туркменистана в усилиях Афганистана по борьбе с терроризмом в приграничной зоне.

30 августа. В результате военной операции под руководством первого вице-президента были освобождены от боевиков 28 деревень. Операция проходила на территории уезда Кохистанат, где на протяжении последних недель продолжались ожесточенные столкновения между повстанцами и афганскими силами безопасности. Боевики бежали в провинцию Гор, а также уезды Саяд, Созма Кала и Санчарак провинции Сари-Пуль.

На этом можно было бы поставить точку, так как обещания генерала Дустума показать талибам «кузькину мать» реализованы и, по последним данным, схвачен беглый теневой правитель провинции Фарьяб Кари Салахуддин Аюби. Однако, поскольку мы приучены воспринимать любые явления в конечной завершенности, хотелось бы отметить, что на пресс-конференции в Кабуле генерал Дустум сделал одно важное заявление. Он выразил надежду на получение военно-технической помощи от российской стороны. «Нашим войскам требуется авиация, вертолёты и снаряжение, — подчеркнул он. — Значительная часть имеющейся у нас военной техники произведена в России».

Напомним, что неделю назад спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов заявил, что Москва готова продолжить участие в оснащении афганских сил, в том числе по «вертолётному пакету». Тем не менее дипломат подчеркнул, что возможность осуществления данной программы зависит от готовности США выделять средства на поставки российской военной техники в Афганистан.