Этой осенью Дмитрий Медведев планирует провести в Калининграде заседание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию российского эксклава. Важность мероприятия — колоссальная, поскольку сам премьер напутствовал, что (по итогам заседания) «должна быть абсолютно чёткая уверенность, что для устойчивого развития социально-экономической сферы Калининградской области приняты исчерпывающие решения».

Министр промышленности Калининградской области Дмитрий Чемакин. Фото: gov39.ru.

Один из вопросов, который, наверняка, будет поднят — факты недобросовестной конкуренции со стороны Белоруссии. Речь идёт о конфискации электронной бытовой техники, произведённой в Калининградской области и шедшей транзитом в «большую Россию». Когда закончится «история с телевизорами», корреспондент ИА REGNUM выяснял у министра промышленности Калининградской области Дмитрия Чемакина.

ИА REGNUM: Дмитрий Александрович, с момента задержания калининградских телевизоров на белорусской границе прошло уже 10 месяцев. Пусть каждая сторона остаётся при своём, но я не могу понять, почему собственники техники не оспаривают конфискацию товара в судах? Российские истцы осознают слабость своих позиций?

Так национальные суды Белоруссии не принимают иски! Компании — собственники изъятых телевизоров — признаны белорусской прокуратурой лицами, не проходящими по делу. А сами дела были заведены на неустановленных лиц. Получается, что собственник потерял товар, но он не имеет к этому отношения. Это, конечно, вне здравого смысла.

ИА REGNUM: Сколько собственники потеряли денег?

242 млн рублей. Это только прямая стоимость товара, без издержек и неустоек.

ИА REGNUM: Когда окунаешься во всю эту историю, то создаётся впечатление, что региональные власти остались наедине с этой, в общем-то, международной проблемой. А федеральный центр будто дистанцировался…

Так считать некорректно. На мой взгляд, действия федеральных властей — чёткие и однозначные. После задержания техники на предприятиях, её выпускавшей, были проведены проверки как Федеральной налоговой службой, так и Федеральной службой безопасности России. Таможня дала своё заключение — нарушений при транзите нет. На минуточку — есть нота МИД России в адрес Республики Беларусь, где позиция российской стороны обозначена прямо и недвусмысленно. Ситуация поднята на самый высокий уровень, она формализована, и, насколько я понимаю, сейчас идут активные консультации между Федеральной таможенной службой России и Таможенным комитетом Белоруссии.

ИА REGNUM: Как-то вяло всё это идёт…

Уверяю, ситуация не замедлилась. Просто инструменты, которыми оперируют федеральные власти, менее публичны, чем наша первоначальная, региональная реакция. Нам нужна была эта эмоциональность для того, чтобы ситуацию увидели. Она для нас стратегическая. Сейчас идут межгосударственные консультации.

ИА REGNUM: К чему они должны привести?

Необходимо довести ситуацию до логического конца. На сегодня что мы имеем: телевизоры задержаны, затем конфискованы и проданы. При этом белорусская сторона не предоставила каких-либо оснований, подтверждающих правомерность этих жёстких мер. На сегодня нет детального рассмотрения внутри Белоруссии всех обстоятельств дела. Нет юридического анализа на предмет соблюдения международных норм. Я напомню, что российские товары шли из российского региона в российский регион. Этот транзитный товар на внутренний рынок Белоруссии не шёл! Поэтому, когда белорусская сторона говорит, что «мы заботимся о ваших экономических интересах», это вызывает удивление. Хороша забота, если все экономические контролёры внутри России сказали, что проблем с товаром нет.

ИА REGNUM: Это должен быть некий документ, гарантирующий недопущение подобных эксцессов?

Для нас идеальный и, я бы сказал, честный вариант, следующий. Белоруссия должна выдвинуть претензии, основанные на нормах международного права. Если же их нет, то должна признать, что допущена ошибка, что нарушены обязательства, взятые на себя в рамках соглашения о Таможенном Союзе. Это гарантирует недопущение ошибок впредь и — живём дальше. А собственники, исходя из признанной ошибки, уже будут в судебном порядке добиваться возмещения убытков.

Сейчас же очень много слов. В публичной плоскости, у обывателя, они вызывают интерес: «А вдруг — правда? Ведь нет дыма без огня…» Но в профессиональной сфере не надо ничего говорить. Покажите документы. Экспертизы, акты, постановления, подписи. Вот белорусская сторона заявляет — контрабанда, переклеивание ярлыков… Показывайте документы! Белорусская сторона говорит — мы разобрали телевизоры и увидели там такое… Показывайте документы! Сейчас предлагается назначить экспертизу. Но это должно быть сделано до того, как конкретный товар был изъят и продан населению как конфискат.

ИА REGNUM: Задам вопрос из области слухов. Вы обсуждали в экспертном кругу версию, что таким образом Лукашенко мстит России за отказ принимать «белорусские бананы», «осьминогов из Полесья» и прочую реэкспортную продукцию из санкционных стран?

Насчёт бананов не скажу, но связь между этой конфликтной ситуацией и деятельностью конкурентов в лице белорусского холдинга «Горизонт» прослеживается. Налицо увеличение объёмов выпуска телевизоров «Горизонт» в этом году на фоне падения объёмов производства калининградских компаний. Именно эксперты «Горизонта» давали оценки этой ситуации и участвовали в различных консультационных группах в Белоруссии, что, на мой взгляд, некорректно. В конце концов, была разговор на эту тему во время Российско-Белорусского совета по долгосрочному сотрудничеству 1 декабря 2014 года. Тогда — за месяц до задержания в Белоруссии наших товаров — белорусская сторона на официальном уровне, через повестку совета, включила вопрос об объёмах производства телевизоров в Калининграде. Подводка к теме была серьёзной.

ИА REGNUM: А есть в Калининграде ещё отрасли, которые могут конкурировать с белорусами?

У нас общий рынок и здоровой конкуренции много. Это нормально. Но приведу пример производства такого товара как ветошь. В Калининграде есть четыре компании, в Белоруссии есть свои производители, работающие тоже в особых зонах. И месяц назад уже началась кампания по признанию недостаточными процессов производства ветоши в Калининграде. Привлекается Российская ТПП, готовятся мнения.

Второй момент — мы в силу географии получаем элемент давления от любого транзита через Белоруссию. Неважно — прямой это экономический конкурент или нет. Вот сейчас телевизоры объезжают Белоруссию, но остальные товары едут через республику просто по выгоде. Идут напрямую, но собственники находятся в постоянном напряжении. Буквально каждую неделю начинают с обзвона партнёров — ни у кого проблем на границе с Белоруссией не было? Мы хотим снять это эмоциональное напряжение. Поэтому нам нужны гарантии транзита.

ИА REGNUM: А как сейчас калининградские телевизоры попадают в Россию?

Через Латвию. Сначала Литва, затем Латвия и Россия.

ИА REGNUM: Прибалтика не ставит палки в колёса в связи с известной политической ситуацией?

Нет. Прибалтика работает по нормам Европейского союза, которые регулируют правила грузового транзита. Если эта правила соблюдаются, то нет оснований для каких-либо барьеров.

ИА REGNUM: Но этот объезд влияет на удорожание техники?

Безусловно. Кроме транспортного крюка, есть проблемы на российско-латвийской границе. Там переход загружен и своего трафика хватает. Некоторые компании пробовали паром на Санкт-Петербург. Смена логистика всегда затратна.

ИА REGNUM: Скажите, может России стоит предпринять симметричные меры к Белоруссии? По принципу «око за око».

— Я категорически против такого подхода. Принцип «око за око» неприменим. Калининградская область — вся «око» и должна уверенно смотреть вперёд. Калининград должен быть вне внешнеэкономических споров между членами (Таможенного) Союза. В рамках перемещения продукции внутри Российской Федерации — это вопрос единого экономического пространства государства, но никак не отношений государств — партнёров по союзу.