Премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник провел встречу с активом «Единой России» Рязанской области. Участие в обсуждении актуальной повестки принял также секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Одной из тем дискуссии стала передача контрольно-надзорных функций федеральных ведомств, таких, как Роструд, на региональный уровень. Этот процесс должен был стартовать и завершиться в 2015—2016 годах, однако пока Медведев не видит для этого оснований. Единороссам он предложил «вместе поразмышлять о целесообразности процесса».

Передача контрольно-надзорных функций федеральных ведомств региональным администрациям обсуждается в России уже несколько лет. Изменение этих правоотношений изначально планировалось урегулировать в проекте федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле, однако заинтересованные министерства пока тянут с его внесением в Госдуму. Кроме того, с января 2015 года эксперимент о переподчинении трудовых инспекций губернаторам идет в Крыму и Севастополе. Стоит отметить, что его промежуточные итоги не получили однозначных позитивных или негативных рецензий. С 2016 года к эксперименту должны присоединиться еще 10 регионов.

Оценивая перспективы переподчинения контрольно-надзорных функций, Дмитрий Медведев отметил, что, в том числе, и «профсоюзные работники сомневаются в компетенции передачи этих полномочий субъектам федерации». «Более того, без известных законодательных изменений мы это и сделать не можем, — подчеркнул он. — В том, что касается Крыма, вы все это прекрасно понимаете, — там особая ситуация, это была другая страна, другое нормативное поле, и мы там более смело поэкспериментируем просто потому, что-то, чего у них не было, невозможно отнимать».

Что касается остальных субъектов РФ, то все «за» и «против», считает председатель «Единой России», нужно взвесить. Также необходимо предусмотреть «все последствия, каким образом мы будем контролировать соблюдение законодательства о труде».

«Здесь есть, как обычно, две позиции. Кто-то считает, что если Минтруд утратит эти полномочия, будет очень тяжело и начнутся бесконечные нарушения. Кто-то считает, что это можно отрегулировать на месте. Давайте вместе поразмышляем о целесообразности передачи этих полномочий субъектам РФ», — обратился Медведев к партийцам.

По его убеждению, все участники обсуждения должны разработать разумное решение. «Мы не должны привести рынок труда в разбалансированное состояние, он и так испытывает давление. Действовать здесь нужно очень аккуратно», — подчеркнул председатель партии.

На встрече с Медведевым тему передачи контрольно-надзорных функций подняла председатель Рязанской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Елена Митина. Она, в частности, отметила, что несмотря на то, что в России сегодня «реализуются антикризисные меры, напряжение на рынке труда все равно растет».

«Если передать регионам надзорные полномочия, то Роструд продолжит существовать исключительно в виде инструмента, он потеряет контрольные функции. Необходимой же нормативно-правовой базы для их исполнения регионами пока нет. Каким образом тогда будет контролироваться рынок труда, условия труда, исполнение законов о труде? Ведь контроль и надзор за охраной труда — это в первую очередь жизнь и здоровье россиян», — отметила она.

По предложению Медведева свое мнение высказал и губернатор Рязанской области Олег Ковалев. Он отметил, что «учитывая нынешнюю непростую ситуацию на рынке труда, менять сейчас что-либо не стал». «Нужно, может, усовершенствовать какие-то детали и продолжать работать в прежнем ключе. В Рязанской области противоречий в этой сфере нет, мы организованно работаем вместе с Митрудом, делая все, чтобы сохранить трудовые права граждан», — сказал Ковалев.

Комментируя дискуссию, единороссы выражают полное согласие с предложением Медведева не торопиться с реализацией процесса и еще раз обсудить и обдумать тему переподчинения функций. Замсекретаря Генсовета «Единой России» Андрей Исаев акцентирует, что «основная функция Роструда — это надзор за соблюдением федерального закона, Трудового кодекса РФ; задача Роструда — прежде всего, обеспечение соблюдения трудовых прав граждан на территории страны».

Исполняя надзорные функции, Роструд как федеральное ведомство «может проводить проверки деятельности организаций и учреждений вне зависимости от того, как к ним относятся региональные власти — хорошо или плохо», заметил он. «Между тем, подавляющее число бюджетных организаций находится в ведении региональных властей. Передача функций по надзору за трудовым законодательством может породить конфликт интересов», — считает Исаев.

Кроме того, он обратил внимание, что функционирование инспекции по труду в едином, общенациональном статусе рекомендовано и положениями конвенции Международной организации труда. «Такой же позиции, кстати, придерживаются и российские профсоюзы», — заключил Исаев.