Несмотря на усилия ООН, Ливия не может сформировать единое правительство. Всеобщий национальный конгресс (ВНК) в Триполи затягивает с подписанием достигнутого 11 июля мирного договора с ливийским правительством в Тобруке. 27 августа в марокканском Схирате глава триполитанской делегации вовсе бойкотировал переговоры. Причина неудач кроется в том, что реальная власть в Ливии принадлежит не политикам, а боевым группам. В Триполи — это «Фронт противостояния«, лидер которого считает, что «формировать правительство возможно только после победы одной из сторон«. В Тобруке дела решает «Ливийская национальная армия« под началом генерала Халифы Хафтара, также отвергающего дипломатию. Существует и третья сила — «Исламское государство«, поднявшее голову в Сирте и Мисурате. «Переговорщики (т.е. ООН — К.Г.) задействуют политиков, считая что у них есть какой-либо иерархический контроль над лидерами боевиков, который напрочь отсутствует«, — комментирует бывший советник ливийского правительства А.Р.Аль-Агели в интервью Foreign Policy (FP).

rus-obr.ru

Эксперты из FP уверены, что даже, если два правительства договорятся, мир не наступит. «Плохое соглашение (которое отвергается боевыми группами — К.Г.) ведет к плохому миру», а предотвратить насилие можно лишь силой. Британский кабинет разделяет такой подход. Премьер Дэвид Кэмерон аргументирует борьбу с ИГ в Ливии как «защиту британских граждан дома«. По информации Telegraph, Франция, Британия и США готовы силой прикрывать создание правительства национального единства.На заднем плане «маячат» и коммерческие соображения. British Petrolium списывает активы в $600 млн., т.к. боевые действия мешают проведению разведывательных работ. Месяцами ранее с $755 млн. распрощалась французская Total SA. Свою деятельность приостановили австрийская OMV и потратившая свыше $2 млрд немецкая Wintershall. Итальянская ENI и испанская Repsol продолжают работать, рискуя повторить судьбу своих «друзей».

О военной интервенции размышляет не только Брюссель, но и Лига арабских государств (ЛАГ). Египетский президент Абдуль Фаттах Ас-Сиси призывает создать совместные арабские вооруженные силы против терроризма на Ближнем Востоке. На днях представители стран ЛАГ собрались в Шар-эль-Шейхе для обсуждения просьбы ливийского правительства в Тобруке оказать военную помощь протв ИГ в г. Сирт. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, как и эксперты из Foreign Policy,уверен, что Тобрук и Триполи — не несамостоятельные игроки. При этом «центром ливийской политики« он считает не боевиков, а Эр-Рияд и Доху. Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ помогают генералу Хафтару оружием и деньгами. Египетская авиация периодически бомбит позиции ИГ. А исламисты из ВНК опираются на поддержку Турции и Катара. Эксперт считает, что Ливия как очередное постколониальное государство обречено, т.к. «искусственное образование« может удерживать только диктатор. А его в стране нет.

Политический кризис препятствует возвращению ливийской нефти на мировой энергорынок. В «шкале боли» канадского инвестбанка RBC Capital Markets Ливия вместе с Ираком занимает первую строчку. Глава Ливийской национальной нефтяной корпорации (ЛННК) Мустафа Саналлах пытается успокоить потребителей и инвесторов. «Ливия может на 100% увеличить объем добычи нефти к концу 2015 г до 1 млн барр/сутки, а в 2017 г — до 2,1 млн барр/сутки«, — передает его слова Neftegaz.ru.Продажа «черного золота« упала с 1,6 млн. барр. в день до 400 тыс. Экспорт сырья блокируется из-за споров о принадлежности двух главных экспортных терминалов — Эс Сидер и Рас Лануф. На них претендуют восточное и западное отделения распавшейся в ходе гражданской войны ЛННК.

Борьба кланов и падение экспортных мощностей обостряет проблему беженцев. 22 июня министры иностранных дел ЕС договорились об операции против нелегальной перевозки людей в Ливии. Ливийские власти против западной интервенции. Глава правительства в Триполи Халифа аль-Говейль заявляет, что «силы ЕС получат отпор, если они вторгнутся в территориальные воды страны«. Руководство в Тобруке пригрозило нанести воздушные удары по любому судну, нарушающему суверенитет страны. Упорство ливийских властей понятно. Каждый уезжающий избавляет Ливию от еще одного безработного, притом платя за переправу на север около €1000. Проблема беженцев в конце августа достигла небывалого размаха. 23 августа была развернута крупнейшая с начала года спасательная операция в Средиземном море. Итальянские корабли в этот день подняли на борт до 3 тыс. людей. Наибольшую «силу волны» чувствуют на себе Македония, Греция и Италия. За временное упразднение Шенгенских соглашений высказывается глава МВД ФРГ Томас де Мезьер.

Ливийский кризис проверяет на прочность внешнюю политику ЕС. Поток нелегальных мигрантов, а также убытки нефтяных компаний вынуждают Брюссель применить силу. Интервенция требует одобрения СБ ООН, где Россия имеет право вето. На этот раз Москва вряд ли будет «молчать». Значит придется действовать под флагом НАТО, где решающее слово за Вашингтоном.