Постоянный представитель Святого престола при офисе ООН в Женеве, архиепископ Сильвано Томази предупредил, что в миграционном кризисе, который переживает сегодня Европейский союз, самое тяжелое еще впереди. Монсеньор дал интервью католическому порталу ZENIT.org. В нем он обвинил Организацию Объединенных Наций в том, что та потеряла чувство общей ответственности и солидарности относительно человеческой семьи, а ее основными принципами стали беспощадный индивидуализм и свобода без ответственности. Это проявляется, в частности, в блокировании действий, необходимых для решения текущих проблем, предположил Томази. В случае с беженцами — отсутствие решений по устранению причин кризиса, следовательно, прекращения войн, политического хаоса и нищеты.

Флаг Саудовской Аравии

«Большинство мигрантов, прибывающих в Европу, это выходцы из Сирии или Ливии, дестабилизированных после западного вмешательства, или Эритреи, где систематическое нарушение прав человека заставляет молодых людей покинуть страну, — заявил архиепископ. — Это глобальное явление, которое затрагивает не только Европу, есть миграция из Мьянмы в Индонезию или Австралию, а также из Африки на Аравийский полуостров через Красное море. 240 миллионов человек живут в странах, отличных от тех, где они родились». Вопрос о беженцах является одним из величайших приоритетов международного сообщества и стран Европы. На выборах многие партии стремились завоевать симпатии избирателей, выступая против мигрантов. Как христиане, мы обязаны принимать лиц, подвергающихся риску, подтверждает Томази, но недостаточно просто принять беженцев, нужно подумать об их интеграции. Это может быть особенно трудно в случае мигрантов-мусульман. «Существует обязательство обеспечить гостеприимство, но есть также право на сохранение своей самобытности. В нашем случае, прежде всего, христианской идентичности, особенно в условиях притока мигрантов-мусульман, которые имеют определенные проблемы с принятием принципа отделения религии от политики. Это имеет значение для их интеграции. Что делать в такой ситуации? Мы должны сказать, что есть определенные базовые ценности, которые должны быть приняты. Некоторые из них — это уважение к общественному плюрализму, разделению политики и религии, принятие нормального демократического процесса, чтобы обеспечить последовательное и конструктивное сосуществование», — подчеркнул ватиканский дипломат.

Святой престол не первый год занимается проблемой беженцев. Напомним, что первым выездом папы Римского Франциска за пределы Ватикана стало посещение в начале июня 2013 года итальянского острова Лампедузы, куда попадают нелегальные мигранты из Северной Африки и Ближнего Востока. «Во время мессы Святейший отец, одетый в лиловую траурную ризу, произнес проповедь, — вела в те дни репортаж итальянская газета L`Occidentale. — Он говорил об иммигрантах, погибших в море: «Они плыли на лодках в надежде найти лучшее будущее, но этот путь оказался дорогой к смерти. Так об этом писала пресса. С тех пор, как несколько недель назад мне стало известно об этой истории (к сожалению, такие истории случаются часто), мысль о погибших не оставляет меня. Она, как заноза в сердце, мучает меня постоянно. Поэтому я приехал сюда, чтобы помолиться в знак солидарности и пробудить наше сознание, так как подобное больше не должно повториться». В конце мессы понтифик помолился Марии «Звезде Моря».

Осенью того же года председатель Папского совета по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих кардинал Антонио Мария Вельо призвал к «созданию системы регулирования миграционных потоков» в международном масштабе. Что касается региональных специфик, то монсеньор сделал акцент на Сирии. Более двух миллионов сирийцев живут за пределами страны, говорил кардинал, из них 50 тысяч попросили убежища в Европе, в этом смысле вопрос сирийских беженцев приобретает интернациональный характер. Под бременем вынужденных переселенцев шатается Иордания, отмечал католический портал Terrasanta.net, а официальные власти заявляют, что беженцы «оказывают глубокое воздействие на социальную инфраструктуру страны и «вымывают» ограниченные ресурсы Хашимитского Королевства». Ничуть не лучше ситуация в Ливане. Соответственно, уже тогда можно было сделать вывод, что для Ватикана «миграционный вопрос» носил не только гуманитарное измерение, разрешение которого служит «идеалам милосердия и добра», но и относился к структурным проблемам мировой экономики и геополитики. Проблемам такого масштаба, которые грозили окончательно обрушить не только политическую и экономическую ситуацию в регионах, откуда прибывают беженцы, но и существенно подорвать благополучие Евросоюза.

Вопрос заключался в том, были ли основания в то время полагать, что на Ближнем Востоке после фиаско «арабской весны» ситуация начнет стабилизироваться, беженцы станут возвращаться домой и можно будет со спокойной душой разобрать палаточные лагеря, где мигранты отсиживались. Лето 2014 года, когда в Ираке дало о себе знать «Исламское государство Ирака и Леванта», позже переименованное в «Исламское государство» (ИГ — организация, запрещенная в России), обрушило эти надежды. По равнинам Ирака и Сирии потянулись караваны религиозных и этнических меньшинств, спасавшихся от джихадистов. Еще больше усилился приток мигрантов в Европу. Дело дошло до того, что некоторые европейские издания стали предполагать наличие некоего «зловещего плана» по уничтожению Евросоюза. Французское издание Boulevard Voltaire со ссылкой на австрийскую газету Info-Direkt утверждало, что якобы «американцы платят проводникам, которые везут мигрантов в Европу через Средиземное море… Именно с подачи НАТО в Ливии началась война, ее армия была уничтожена, ее лидера линчевали, а в стране возник такой хаос, что миллионы людей стали искать спасения на нашей земле. Под смешным предлогом «арабской весны» была устроена гражданская война в Сирии, которая уже унесла жизни миллиона сирийцев и вынудила миллионы других бежать за границу. Сами американцы за 15 лет убили или депортировали 4 миллиона афганцев и несколько миллионов иракцев. Всем этим беженцам нужно куда-то идти. То есть, идти к нам».

Судя по всему, беженцы — это надолго, а значит европейцам предстоит заменить соломенные летние домики для мигрантов из Ближнего Востока и Африки на основательные каменные дома. Либо разрешить ближневосточный кризис, что выглядит совсем невероятным. Диагностика архиепископа Томази говорит о том, что Ватикан склоняется в пользу первого варианта. И это становится вызовом для Европы.

В 1963 году французский историк Фернан Бродель в «Грамматике цивилизаций» поражался тому, что Запад страдает забывчивостью своих религиозных корней, хотя «христианство утверждается как основная реальность западной жизни, которая накладывает свой отпечаток даже на атеистов, хотят они того или нет. Этические, поведенческие нормы отношения к жизни и смерти, представления о труде, ценности усилия, роль женщины и ребенка — все это кажется таким далеким от христианских чувств, но тем не менее вытекают из него». Как будут реагировать на такую «христианизированную интеграцию» беженцы-мусульмане? Это первое. И второе. Исход приверженцев ислама с Ближнего Востока становится вызовом для остающихся там христиан. Что даст им такое механическое увеличения представительства в обществе? Если считать, что регион покидают умеренные мусульмане, то риски и угрозы для местных христиан возрастают за счет трансформации ближневосточного ислама в агрессивный джихадистский вариант? Или же, напротив, случится чудо, и не желающие покидать свои страны умеренные мусульмане решительно объединятся с христианами и преодолеют напор религиозных экстремистов? Вряд ли кто-либо ныне решится дать четкий прогноз.