Во Владивостоке состоялись четвертые «Бердяевские чтения». Политологи из России, Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, Сингапура и Малайзии обсудили вопросы взаимоотношений России и Азии, сообщает ИА REGNUM.

«Я с напряжением ждал этого события, потому что мы впервые попытались интегрировать в единое дискуссионное пространство представителей российской интеллектуальной общины, если так можно выразиться, и интеллектуалов из различных азиатских стран», — отметил, подводя итоги форума на портале «Политаналитика», политолог Леонид Поляков.

На «Бердяевские чтения» во Владивостоке, организованные фондом ИСЭПИ, приехали более 40 политологов и ученых, которые приняли участие в трех секциях, где обсудили разные этапы — прошлого, настоящего и будущего — взаимоотношений России и стран Азии.

«Российские коллеги, в частности, Василий Ванчугов, очень провокативно выступали на второй сессии, уже не с докладами, а в такой привычной для русских традиции самобичевания, рассказывая о том, что мы ничто и никто. Что у нас уже все развалилось, и нам нечем и некого привлечь в смысле «мягкой силы». Да и вообще у нас ничего нет. Тем не менее есть парадокс. Сам факт проведения форума и того, что люди приехали к нам, вступают с нами в диалог, находят общий язык, по крайней мере, на уровне фиксации проблем, свидетельствует о том, что мы не так уж и неинтересны. Все-таки интерес к России в Азии никуда не делся. При том, что позиционирование страны может быть разное. Соотношение тех, кто в азиатских странах негативно и позитивно воспринимают РФ, — разное», — подчеркнул Леонид Поляков.

Одного из модераторов форума, политолога Бориса Межуева удивило большое количество иностранных гостей из разных азиатских стран. Причем, некоторые темы, по его словам, просто поражали сюжетом азиатского консерватизма: «Мы все время говорим о том, что консерватизм является абсолютно европейским явлением, но оказалось, что и азиатские корни у консерватизма есть. В Азии свой, особый консерватизм: не поняв его, не найдя с ним какой-то общий язык, мы вряд ли можем рассчитывать на понимание. Нам кажется, что наша борьба за традиционную семью будет позитивно воспринята азиатскими консерваторами, но, оказывается, что ничего подобного — у них совершенно другое отношение к этому явлению».

Межуев обратил внимание на то, что сближает Россию с Востоком: «Например, обнаруженное мной (после доклада Сергея Чугрова) нежелание каяться за историю, восприятие истории с моральной точки зрения, во всяком случае, в отношении других народов. Мы действительно не любим каяться за свою историю, нам кажется, что наша история в отношении других морально непогрешима. Может быть, это иногда ошибочно, может быть, нерационально в некоторых аспектах. Может быть, мы оказались слабыми где-то, а где-то глупыми, может быть, чересчур заносчивыми, но мы почти никогда не считаем, что мы были именно греховны. Это у нас есть и, оказывается, это нас сближает с некоторыми азиатскими государствами, в частности, с Японией: когда она кается перед Китаем — это совершенно другой тип покаяния, чем когда Германия кается перед Россией и Европой».

По его мнению, Москва не понимает, что Россия в Азии»: «Это — новое. Это не очень доходит до Москвы. Главный недостаток Москвы как столицы — она не очень слышит это азиатское начало». Межуев добавил, что «Москва всегда относилась к Востоку, к азиатскому началу с большим пренебрежением». «Мне кажется, Москве нужно открыться для русской Азии. И только в таком случае она сможет стать реальной духовной столицей России, а не просто таким анклавом коллективного Запада, которым она сейчас является, по крайней мере, в лице своего креативного класса, но, конечно, не в лице всего населения этого конгломерата», — уточнил политолог.

Участники форума уверены в том, что в нынешних мировых политических и экономических условиях принято абсолютно правильное решение об азиатском, восточном повороте России. И в свете этого логично, что мероприятия такого уровня, как «Бердяевские чтения», проводятся на Дальнем Востоке. Первый форум состоялся в мае 2014 года в Подмосковье в 140-летнюю годовщину со дня рождения русского философа Николая Бердяева. Затем чтения проводились в Крыму, Москве и Калининграде.

Профессор университета имени Джавахарлала Неру (Индия), директор Восточного фонда Арун Моханти уверен, что следующие 500 лет — это эра господства Тихоокеанского региона.

«Раньше все время смотрели на Запад, на опыт Запада, а сейчас все изменилось. Я не говорю, что опыт Запада не нужен: он нужен обязательно, но и с учетом российских условий, с учетом опыта азиатских стран. Вот тут как раз очень хорошо, что во Владивостоке проходит такое мероприятие. Это обширный регион, его надо модернизировать. Но русский предприниматель, который живет в Петербурге или Москве, сюда не приедет. Вернее, приедет, но с большим трудом. Но сюда приедут азиаты: китайские предприниматели, японские, малайзийские, индонезийские, может быть, индийцы. Поэтому с точки зрения информационного плана Россия, конечно, привлекательна, и есть возможность уделять внимание этому краю. Это очень важно, учитывая, что XXI век — это век азиатский, тихоокеанский. Поэтому хорошо, что Россия начала уделять внимание этому региону. Теперь модернизацию этого региона будет проводить Япония, Корея, Китай, может быть, Индия. Следующие 500 лет — это будут 500 лет Тихоокеанского региона, и Владивосток будет одним из центров силы в экономическом, в политическом и геополитическом плане», — прокомментировал форум Арун Моханти.

Напомним, что первые «Бердяевские чтения» состоялись в мае 2014 года в Подмосковье в 140-летнюю годовщину со дня рождения русского философа Николая Бердяева. После этого «Бердяевские чтения» проводились в Крыму, Москве и Калининграде. В феврале 2015 года на форуме в Калининграде собрались около 50 российских и зарубежных философов, политологов и общественных деятелей. Темой обсуждения стали взаимоотношения России и стран Евросоюза.