С официальным визитом в Пакистан отбыла делегация высокопоставленных представителей афганских властей, которой предстоит участие в двусторонних переговорах на фоне роста напряжённости в отношениях между странами. Ожидается, что со стороны республики Афганистан в мероприятии примут участие министр иностранных дел Салахуддин Раббани, действующий министр обороны Мохаммад Масум Станикзай и глава Управления национальной безопасности Рахматулла Набиль, передаёт телеканал «Толо». Ранее президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани подверг критике политику пакистанских властей за недостаточную активность в деле борьбы с терроризмом. Глава государства отметил, что за прошедшие 10 месяцев афганцы приложили немало усилий для развития сотрудничества стран в рамках противодействия общей угрозе, неоднократно делились разведывательной информацией, но Исламабад не принял действенных мер на данном направлении. Гани выразил обеспокоенность тем, что в Пакистане по-прежнему функционируют многочисленные лагеря смертников, ведётся нелегальное производство взрывных устройств и проходит планирование атак, которые в дальнейшем осуществляются в различных частях Афганистана. «Мы надеялись на мир, но с пакистанской территории против нас объявляется война, — подчеркнул афганский лидер.

topwar.ru

И действительно, в надежде получить от Пакистана помощь в достижении мира с «Талибаном» Ашраф Гани преодолел традиционно недружелюбное отношение к Пакистану. Он совершил ряд немыслимых в свое время уступок Исламабаду: организовал серию экстраординарных встреч между гражданскими и военными лидерами Афганистана и Пакистана, как в Исламабаде, так и в Кабуле, предоставил доступ к пленным пакистанским талибам, содержащимся в Афганистане, отправил шестерых военных кадетов в Пакистан на обучение, приостановил работы по некоторым ключевым проектам, поддерживаемым Индией в Афганистане. Всё это беспокоило бывшего президента Хамида Карзая, который за время нахождения в должности главы государства 21 раз посещал Исламабад, но краткие периоды сердечных отношений неизменно заканчивались для него разочарованием. «Мы хотим дружеских отношений, а не быть под башмаком Пакистана», — заявил он однажды в интервью британской Guardian.

Пару недель назад та же Guardian сообщила, что экс-президент тайно, используя своё влияние, стремится подорвать работу правительства национального единства, и его действия можно расценивать как угрозу политической стабильности страны. В ответ глава исполнительной власти Абдулла Абдулла подверг Карзая резкой критике, заявив, что большинство нынешних проблем в стране есть результат последних четырнадцати лет бесхозяйственного управления и ошибок руководства его администрации. Абдулла предупредил, что те, кто желают краха действующего правительства, получат ИГИЛ или «Талибан» в качестве альтернативы нынешней власти. Параллельно с этим в прессе распространились слухи, подкреплённые ссылками на анонимные дипломатические источники, что экс-президент якобы собирается свергнуть нынешнее правительство и вернуться на пост главы государства. Текущие разногласия вызвали обеспокоенность депутатов верхней палаты афганского парламента (Мешрано Джирги), которые призвали власть прекратить разжигание вражды и воздержаться от неконструктивной критики сторон.

Очевидно, что причина разногласий находится в самом Афганистане: отсутствие системы взаимоотношений и разделения властей, доверия и единства между правительством и общественностью, рост хаоса, насилия с огромными людскими потерями, — все это накладывает отпечаток на взаимоотношения между Карзаем и Гани. В последнее время напряжение в их взаимоотношениях достигло столь высокой точки, что советнику президента по экономическим вопросам Хазрату Омару Захелвалю пришлось приложить немало усилий, чтобы на организованной им встрече уладить разногласия. Во время встречи Ашраф Гани продемонстрировал готовность прислушаться к мнению «политического тяжеловеса» Карзая и заверил его в том, что соглашение между разведками не будет касаться проблемных сторон межгосударственных отношений. По итогам переговоров пресс-служба президентского дворца сообщила, что Гани поделился своей обеспокоенностью с пакистанскими властями, в частности, премьер-министром и главой армии.

Между тем представители пакистанского посольства в Кабуле ответили на недавнюю критику в адрес Исламабада со стороны президента Афганистана. Они резко осудили крупные атаки в Кабуле и Кундузе, за последние несколько дней послужившие причиной многочисленных потерь, передаёт телеканал «Толо». Напомним, что диверсии в столице привели к гибели около 50 человек и ранениям ещё более 400. «Мы стоим плечом к плечу с нашими афганскими братьями в час их горя, — подчеркнули пакистанские дипломаты — Терроризм является общим для нас врагом, и для борьбы с ним необходимы совместные усилия». И хотя многие афганские эксперты сомневаются в искренности Пакистана, будем следить за событиями и посмотрим, чем закончатся переговоры в Исламабаде и выдержит ли Ашраф Гани экзамен на политическую прочность.