Премьер-министр Арсений Яценюк объяснил это решение примером старших товарищей: «Со вчерашнего дня начали действовать расширенные санкции против РФ, введенные правительством США, поэтому кабинет министров Украины сегодня утверждает второй расширенный пакет относительно введения санкций и направляет их на рассмотрение СНБО».

playcast.ru
«Шизофрения, как и было сказано». Кадр из к/ф «Мастер и Маргарита».

Санкции правительства США касаются 11 физических и 15 юридических лиц. Среди них — «дочки» «Роснефти» и ВЭБа, крымские порты, «Ижмаш», а также несколько бывших украинских чиновников, в числе которых экс-глава администрации президента Андрей Клюев, бизнесмен Сергей Курченко, сын Виктора Януковича Александр.

Украинские же санкции коснулись аж 1124 физических и 156 юридических лиц. Поименно их не называют.

К такой новости можно отнестись по-разному. Можно посмеяться. Действующие киевские власти играют в больших мальчиков и с надутыми щечками грозят санкциями. К стыду собственного народа.

После такой новости можно было бы провести экономические расчеты. В частности, задаться вопросом, не является ли принятие санкций следствием желания что-нибудь отжать, например, у «Роснефти».

Но интереснее всего то, что принятие санкций против России не мешает действующей украинской власти требовать от Москвы снизить цены на газ, списать долги, отложить сроки их выплаты, не закрывать рынки для украинских товаров и т.д.

Ученым такой феномен давно известен. Вот как его пересказывает «Википедия»: «Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (раздвоение личности) — редкое психическое расстройство, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей. В определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность».

Раздвоение личности киевской власти — результат их осознанного выбора. Чтобы отсрочить дефолт и окончательную экономическую катастрофу, нужно просить денег (скидок) у России. А чтобы поддерживать в избирателях чувство войны (т.н. «Родина в опасности»), чтобы убеждать их в необходимости сплотиться вокруг любимого правительства, чтобы отвлечь избирателей от мыслей о том, почему уровень жизни падает так быстро, — нужно говорить о зловредности России, нужно принимать против нее санкции. По образцу американских товарищей.

Поэтому сначала киевские власти просят у Москвы скидок на газ, а потом покупают его у Словакии. То есть покупают его у России, доплачивая словакам за возможность говорить, что газ словацкий и что Путин остался с носом.

Но вот что гораздо менее понятно — так это то, почему ответ Москвы носит столь же двоящийся характер. После Крыма все действия на этом направлении стали половинчатыми. Вроде помогаем Украине скидками, а вроде и наказываем за «санкции» и прочий бред. Вроде поддерживаем Донбасс, а вроде и не поддерживаем.

Ясно, что Кремль рассчитывает выиграть это противостояние не силовым способом, а просто дав экономике и политике Украины умереть своей смертью. Кремль рассчитывает дождаться, когда западные товарищи решат: русофобский режим, конечно, дело приятное, но очень уж мутные и вороватые эти майдановские товарищи. Не хочется добивать обманутых украинских граждан, которые не виноваты в том, что у них такое правительство.

Но у этой методики есть и минусы. Прежде всего это чувство безнаказанности, которое возникает у оппонента. Это чувство подавленности, которое растет на юго-востоке. Это чувство острой нехватки какой-то цельной, понятной, по-крымски четкой позиции: считаем нечто правильным — это и делаем.

А за благосостояние граждан Украины можно не переживать. В том смысле, что все эти льготы до населения все равно не доходят. Взять тот же газ: какую-то скидку Киеву дали, но это не помешало украинскому правительству поднять цены для населения в семь раз. Деньги остаются где-то в других местах.

Не нужно переживать и за собственный имидж. Те, кто верят украинским СМИ, в любом случае услышат, что Россия опять нас обидела. Даже если отдавать газ бесплатно. Но таких доверчивых с каждым днем все меньше. Тут с логикой Москвы не поспоришь: время работает против Киева.