Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ.

Интервью Лукашенко: Лозунг «За процветающую Белоруссию» снят с повестки дня

Никаких оригинальных, свежих мыслей из Александра Лукашенко представители трех негосударственных СМИ не вытянули, пишут «Белорусские новости». Было время, когда за счет своеобразного нефтяного офшора — продажи за границу с огромным наваром бензина и солярки из дешевой российской нефти — можно было наращивать заработки да еще строить ледовые дворцы, проводить «Дожинки» с евроремонтом райцентров и культивировать прочие атрибуты жизни «по-богатому». Тогда с правлением Лукашенко у белорусов связывалась идея зажиточности (авось так понемногу и до европейского уровня доползем), куда более осязаемая и приятная на ощупь, чем эфемерные лозунги демократии от оппозиционеров.

Но когда халява кончилась, невольным подарком белорусскому руководству стала война на Украине, продолжает издание. Понятно, что оно не желает зла южным соседям, но при этом украинскую карту разыграло мастерски. Смотрите, вот Лукашенко уверенно заявляет в интервью трем СМИ: «Никогда Россия не будет воевать с Белоруссией». И подчеркивает, что «это будет катастрофа для самой России». И хотя белорусский официальный лидер оговаривается, что «мы порох держим всегда сухим», намекая на непредсказуемость страны с имперскими комплексами, по большому счету есть действительно серьезные основания рассчитывать, что против последнего союзника Кремль не рискнет переть танком ни в прямом, ни в переносном смысле.

Что же касается заявления о возможном освобождении бывшего кандидата в президенты Статкевича, то это элемент нынешнего торга с Западом, говорится в статье. Торг идет неплохо, санкции с белорусских чиновников исподволь снимаются, при том, что никакой демократизацией в стране не пахнет. Ну, меньше бьют, потому что оппозицию в основном уже прибили.

Фишка, однако, в том, что западным демократиям и не нужны никакие новые майданы, нахлебались «украинского вопроса», пишут «Белорусские новости». В частности, и поэтому белорусскую оппозицию практически перестали подпитывать. А режим, которому прежде выкатывали веер требований (помните, «12 условий Евросоюза» и пр.), ныне будет с радостью прощен только лишь за освобождение нескольких политзаключенных да проведение осенних выборов без особого битья по головам. Вот ведь какой парадокс: и Москва, и Киев, и Брюссель с Вашингтоном, увязнув в конфликте вокруг Крыма и Донбасса, заценили вроде бы скучную, банальную стабильность, относительную предсказуемость белорусской автократии. Всем Лукашенко предлагает себя и свою систему в варианте «как есть»: да, я такой и правлю вот так, но если условимся, то нож в спину не всажу. И сегодня этого для внешних игроков, оказывается, не так уж мало.

Те, кто подписывался за выдвижение Лукашенко кандидатом на грядущих выборах, перед прессой бесхитростно высказывались в классическом духе «абы не было вайны», продолжает издание. Причем похоже, что говорили в основном искренне. О некогда обещанной к 2015 году тысяче долларов среднего заработка простой народ и не заикается.

Тем не менее, говорится в статье, в интервью 4 августа действующему президенту пришлось отвечать и на этот неприятный вопрос. Лукашенко оптимистично заявил: «Я уверен, что в течение года-двух мы вернемся на тот уровень зарплат, который был вчера. Даже если ситуация на наших традиционных рынках будет такой же, как сейчас». Но это заявление просится в разряд банального предвыборного пиара. Ведь если продаваться на внешних рынках белорусская продукция будет так же скверно, а пустых денег печатать Лукашенко, как он сам подчеркнул ныне, не собирается, то откуда возьмутся большие зарплаты? Однако сегодня наверху не особо переживают насчет ответственности за обещания. Там укрепились в выводе, что отечественный обыватель неприхотлив, пуглив — и потому мотив «абы не было вайны» можно еще долго эксплуатировать даже при явной пробуксовке «белорусской модели развития» (которая сегодня стала моделью экономического проседания). Разве что во избежание когнитивного диссонанса президенту, видимо, посоветовали сменить привычный предвыборный лозунг «За процветающую Белоруссию» (да уж, отцвели хризантемы в саду) на более абстрактный, заостряющий внимание не на материальном, а на духовном — «За будущее независимой Белоруссии». Заодно и у политических оппонентов, любящих риторику на тему угроз суверенитету, выбивают почву из-под ног.

Все замечательно, только вот привлекательной картины будущего у руководства страны нет, пишут «Белорусские новости». Ну не выдавать же за сияющие высоты завтрашнего дня убогие параметры в духе «бедненько, но стабильненько». Тем более что после выборов бедность усугубится, а обывательская стабильность пошатнется. Лукашенко фактически признался в этом интервью, что цены пока заморожены. Когда электорат исполнит 11 октября ритуал у избирательных урн, пружина будет отпущена. В частности, потому, что повышение цен и тарифов (коммуналка, транспорт) обещано кредиторам, это условие получения новых займов.
Даже не искушенная в макроэкономике публика нутром чует, что практически любой новой власти придется, разбираясь с авгиевыми конюшнями нынешней «модели развития», идти на еще более болезненные реформы. И этот неприятный момент хочется подсознательно оттянуть: авось на наш век еще хватит бедноватой квазисоциалистической стабильности. Не надейтесь, не хватит, резюмирует издание.

Уже не в первый раз Александр Лукашенко выступил с критикой идеи так называемого Русского мира, пишет «Белорусская деловая газета». Но впервые его критика популярной у российского руководства концепции была настолько резкой. Дошло до очередных рассуждений о (не)возможности вооруженного конфликта между Россией и Белоруссией.

Александр Лукашенко, давая эксклюзивное интервью журналистам радиостанции «Свабода», портала Tut. by и сайта «Еврорадио», заявил, что сама идея «русского мира» — это «глупость, которую кто-то предложил пропаганде соседней страны», напоминает издание. По его мнению, это надуманный и глупый тезис, а президенту России не следует приписывать той позиции, которой он никогда не придерживался. Впрочем, после этого Лукашенко попытался как бы «выгородить» Владимира Путина, призвав не приписывать президенту России той позиции, которой он никогда не придерживался. «Да, мы должны жить в своих квартирах. Россия — это наш брат. Я даже часто говорю — старший брат. Но только вы ведите себя, как старшие братья. Если тяжело младшему, то плечо подставьте», — сказал президент Белоруссии, отметив, что «мы живем пусть в общем доме, но каждый в своей квартире».

«Во-первых, идея русского мира — безусловная чушь. Это однозначно. Во-вторых, стоит помнить и о том, что Лукашенко зачастую подстраивается под аудиторию. Одним — одно, другим — другое. Иногда прямо противоположное. В-третьих, очевидно, что белорусские власти пытаются моделировать поведение Кремля, исходя из рациональной системы координат, — заявил в интервью «Белорусской деловой газете» руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. — То есть полностью игнорируют опыт Украины: Кремль мог бы получить все и от Украины и от ЕС, если бы просто подождал до осени 2014 года. А потом купил в Киеве все и всех, кто был бы интересен. Очевидно, что политика Москвы имеет настолько оригинальную логику, что предсказать ее все труднее. В-четвертых, Лукашенко не первый раз возвращается к возможности вооруженного противостояния между нашими странами. Причем начал это он делать задолго до украинской революции. И всегда дает на эту тему пространные комментарии в стиле «нет, нет, никогда». Казалось бы: ну нет — так нет. Но к вопросу-то он возвращается постоянно. Значит, такая угроза стоит в повестке дня белорусской власти».

Однако белорусские политики с большей настороженностью относятся к идее «русского мира», чем эксперт по национальной безопасности, пишет издание. «Если Россия захочет проглотить Белоруссию, то ее не остановит утверждение о том, что наша страна — ее единственный добросовестный союзник, — сказала БДГ замглавы «Таварыства беларускай мовы» Елена Анисим. — Потому что идеология «русского мира» — это нечто глубже, циничнее и сильнее, чем мифические «братские отношения». Могу согласиться с тем, что страну надо защищать. Вопрос тут в том, поймем ли мы, когда придет время браться за оружие, поскольку другие средства (дипломатические) не сработали».

«Вообще-то странно слышать заявление о том, что «русский мир — это глупость, которую кто-то предложил пропаганде» от Александра Григорьевича как автора заявления «белорусы — это русские со знаком качества». Обращаю внимание: не латыши со знаком качества, не поляки и даже не литовцы, — напоминает глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. — Равно как и странно слышать от президента страны, где все население живет мантрой «лишь бы не было войны», разговоры про войну «за каждый клочок земли». Конечно, существует «русский мир», как и «европейский мир», который чаще называют «европейской цивилизацией». Это определенная культура, религия, обычаи, политическое устройство и картина мира в мозгу у его носителей».

Национальная идея: против отрицания «лидирующей роли белорусов в Средние века»

События, развернувшиеся на Украине, заставили власти Белоруссии искать пути определения национальной идентичности, пишет «Военно-политическое обозрение». В этой ситуации белорусский язык и признание роли Белоруссии как правопреемника Великого княжества Литовского (ВКЛ) стали рассматриваться одними из символов государственной независимости страны.

Вот несколько примеров событий, произошедших в уходящем 2014 году, пишет издание. Во-первых, на региональном уровне стали возрождаться памятники великим князьям ВКЛ, успешно ходившим на Москву. Так, в конце июня во время празднования 1040-летия Витебска на Рыночной площади города был торжественно открыт памятник князю Ольгерду, в Заславле — князю Изяславу.

Особую остроту приобрела тема празднования 500-летия победы армии ВКЛ над Московским княжеством под Оршей. В ознаменование исторического события на Крапивенском поле, где в 1514 году произошла Оршанская битва, поставили новые памятные камни. На них поместили барельефы с портретами тех, кто добывал ту победу: Константина Острожского, Юрия Радзивилла, Ивана Сапеги. Еще на трех камнях выбиты даты (1514, 500 лет Оршанской победе) и слова из песни «О битве под Оршей». Более того, Национальный банк РБ выпустил памятную серебряную монету «Константин Острожский» серии «Укрепление и оборона государства» к 500-летию победы над Москвой.

Стремление Белоруссии уйти от российских взглядов на белорусскую историю и идентифицировать себя как отдельная нация Москва назвала попыткой «мягкой белорусизации», что преподносится в российских СМИ как пропаганда русофобии, говорится в статье. Более того, ИА REGNUM назвал деструктивным явлением стремление белорусских властей «создать культ князя Ольгерда или Кастуся Калиновского в качестве белорусских национальных героев». Также недавно в Москве в издательстве «Русская Панорама» вышел придуманный Кремлем перевод некого труда германского хрониста — герольда Тевтонского ордена Виганда из Марбурга «Новая прусская хроника» (1394). Интересно, что в нем хронист именует Вильно (Вильнюс) «городом русских» (civitatem rutenicam). Город Брест фигурирует у него как «Брест-Русский». Причем именно так, а не как «Брест-Литовский». При этом переводчик в выводах называет лидирующую роль белорусов в средние века и само существование ВКЛ мифом русофобов.

Понятно, что в подобных условиях официальный Минск просто обязан реагировать, принимать меры, пока не поздно, пишет «Военно-политическое обозрение». Поэтому следует предположить, что грядущий 2015 год в Белоруссии будет политизирован не только по причине предстоящих выборов президента страны, но и необходимостью развить у белорусов чувство национального гордости и достоинства. Пришло время белорусам поблагодарить Литву за качественно сохраненные артефакты и саму историю и принять эстафету по возрождению исторического самосознания, резюмирует издание.

Минск-Брюссель: «Итог президентских выборов в Белоруссии предрешён, ЕС придётся работать с Лукашенко и дальше»

В Брюсселе понимают, что с Александром Лукашенко придется работать и дальше. Но готовы ли там повернуться к Минску лицом, задаётся вопросом tut.by. Об этом рассказал в интервью изданию доцент политологии каунасского университета Бернарас Ивановас, который консультирует европейских дипломатов по восточноевропейской проблематике.

Ни в Вильнюсе, ни в Брюсселе нет особых ожиданий по отношению к предстоящим президентским выборам в Белоруссии. Итог предрешен и иллюзий на их счет нет. Скорее всего, придется работать с Лукашенко и дальше», — заявил собеседник издания. По словам политолога, в последнее время внешняя политика Запада по отношению к официальному Минску корректируется. Он напомнил о недавнем снятии санкций с ряда белорусских чиновников и компаний, а также более мягкой риторике последних месяцев «Мы понимаем, что приходится, учитывая российский фактор, иметь более гибкие отношения с Белоруссией, — пояснил Ивановас. — Это знак, что Запад хочет работать в более тесном взаимодействии».

Он также подчеркнул, что это связано исключительно с ситуацией вокруг Украины, говорится в публикации: «Именно происходящее на Донбассе — ключевой фактор внешней политики Запада в Восточной Европе сейчас. Разумеется, здесь одобряется то, что Лукашенко позволил себе пойти в разрез с позицией Путина по ряду вопросов. Однако еще одной причиной изменения политики по отношению к нему является опаска полностью отдать Белоруссию под влияние России, что может произойти при напряженных отношениях между Минском и Брюсселем».

Политолог подчеркнул, что, несмотря на изменение контекста, европейские политики понимают, что белорусский президент умело балансирует, пишет tut.by. «Никакой долгосрочной стратегии по отношению к Белоруссии пока быть не может. Сейчас позиция Запада стала более мягкой, но эти действия больше тактического, чем стратегического характера. Для более серьезных улучшений отношений необходимы значимые политические изменения: прозрачные выборы, свободные и независимые суды. На это Лукашенко пойти не может», — сказал он. И добавил, что Минск и Брюссель продолжат балансировать в своих контактах, исходя из отношений с Россией. Собеседник tut. by отметил, что у Евросоюза нет рычагов воздействия на белорусскую власть, кроме денежного: «Однако Брюссель не пойдет на этот шаг».

Ивановас добавил, что экономически Россия не заинтересована «кормить» союзника, но идет на это за неимением выбора, говорится в статье. «Путину нужен такой президент, который будет больше зависим не от избирателя, а от его денег. Россия делала и делает многое, чтобы не допустить прозрачных выборов в Белоруссии и других соседних странах. Мы видим, чем закончилось попытка выхода из-под такого влияния в Украине», — сказал эксперт.

Курсы валют: Нацбанк не будет укреплять белорусский рубль по отношению к российскому

4 августа председатель правления Нацбанка Павел Каллаур, рассуждая о перспективах курса белорусского рубля, сказал, что хоть тот и зависит от цены на нефть и, соответственно, курса российского рубля, в Нацбанке не ожидают существенных его изменений, пишет «Наше мнение». Значит ли это, что в случае если падение цен на нефть продолжится, Нацбанк не будет предпринимать специальных усилий по удержанию курса рубля?

Необходимо отметить, что динамика обменного курса белорусского рубля к доллару США зависит от целой совокупности внутренних и внешних экономических факторов, в том числе от динамики курса российского рубля к доллару США, продолжает издание. Однако это не означает, что в текущей ситуации динамика курса белорусского рубля к доллару США привязана к динамике курса российского рубля к американской валюте. Если бы это было так, то Нацбанк Белоруссии установил бы жесткую привязку курса белорусского рубля к российскому рублю, например, на уровне 295 руб. за 1 рос. руб.

В действительности динамика курса белорусского рубля к российскому рублю зависит от соотношения спроса и предложения российских рублей на внутреннем валютном рынке. При этом изменение с 1 июня режима валютных торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже с фиксинга на непрерывный двойной аукцион позволило повысить гибкость обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам (в том числе к российскому рублю).

С другой стороны, центральный банк в текущей ситуации не заинтересован в чрезмерном укреплении курса белорусского рубля к российскому рублю, поскольку это может негативно сказаться на динамике экспорта белорусских товаров и услуг в Россию, говорится в статье. Так, валютная выручка белорусских нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, поступающая из России, в первом полугодии 2015 г. сократилась сразу на 2,508 млрд. долл. (или на 28,6%) до 6,247 млрд. долл. Причем доля России в структуре валютной выручки Белоруссии уменьшилась с 40,6% в первом полугодии 2014 г. до 37,4% в первом полугодии 2015 г. При этом в первом полугодии 2015 г. Россия оплатила 81,3% белорусского экспорта российскими рублями, 1,4% - белорусскими рублями, 12% - долларами США, 4,9% - евро и 0,5% остальными валютами. Поэтому можно предположить, что Нацбанк Белоруссии будет препятствовать дальнейшему укреплению курса белорусского рубля к российскому рублю, выставляя на бирже анонимные заявки на покупку российских рублей по цене, например, 245 руб. за 1 рос. руб. Однако для выравнивания кросс-курсов по остальным валютам центральный банк одновременно будет выставлять заявки на покупку долларов США и евро по более высокой цене.

Разумеется, в этом случае мы будем наблюдать определенное снижение курса белорусского рубля к доллару США и евро, пишет «Наше мнение». В частности, курс белорусского рубля к доллару США может обновить исторические максимумы и временно взобраться на территорию выше отметки 16 000 руб. за 1 долл. Так, с начала текущего года по 6 августа курс белорусского рубля к доллару США снизился на 31,4% до рекордных 15 565 руб. за 1 долл.

В целомреальный эффективный курс белорусского рубля к корзине валют стран — основных торговых партнеров Белоруссии в июне 2015 г. является заниженным на 2,39% относительно равновесного значения, пишет «Наше мнение». Формально для того чтобы вернуться к равновесному значению реального обменного курса, нужно укрепить номинальный курс белорусского рубля на 2,39%. В любом случае необходимости в резкой девальвации номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран — основных торговых партнеров сейчас нет (но, разумеется, при условии ограничения годовых темпов внутренней инфляции).