«Такого мы никогда не видели раньше»

geschichtszentrum.de
Штурм Бастилии.

Издание Le Figaro на этой неделе опубликовало репортаж с места событий, попавших в поле зрения всех мировых СМИ. Речь идет о попытке прорыва через тоннель Ла Манш нескольких тысяч нелегальных мигрантов. Мы приводим текст статьи с некоторыми сокращениями.

«Это самое массовое вторжение, которое когда-либо знал Евротоннель за месяцы наплыва мигрантов. В ночь с понедельника, 27 июля, на вторник, 28 июля, 2 200 нелегальных мигрантов захватили зону туннеля под проливом Ла Манш, чтобы попробовать проникнуть в «английский Эльдорадо». По нашей информации, подтвержденной пограничной полицией Франции (Police aux frontières), администрацией Евротоннеля и префектурой города Па-дё-Кале (Pas-de-Calais), события носили поистине масштабный характер. Тысячи других мигрантов, не попавших в туннель, ждали по периметру у входа, чтобы попасть внутрь «в порядке живой очереди», свидетельствуют очевидцы.

Проникновения людей в туннель начались к вечеру 27 июля, примерно в 10 часов вечера, и продолжались до 6 часов утра 28 июля. Чтобы прекратить это, потребовалось вмешательство более 90 полицейских, причем остановили толпу мигрантов лишь с большим трудом и далеко не сразу. «Обычно нелегалов от 500 до 800, но на этот раз… это было невиданно!» — прокомментировал события один из полицейских Па-дё-Кале. И для него и для 90 коллег, которые охраняли Евротоннель внутри и снаружи… события той ночи стали очень тяжелыми, если не сказать больше.

Мигранты приехали к Евротоннелю из «новых джунглей», в 7 километрах от самого тоннеля. Это большой лагерь, «авторизированный» с начала этого года, возникший после уничтожения незаконных трущоб в центре Па-дё-Кале. Новые «фавелы» под открытым небом примыкают к дневному центру приема нелегальных мигрантов, открытому министром внутренних дел Франции Барнаром Казневом (Bernad Gazeneuve).

Во время вторжения в тоннель примерно полтора десятка мигрантов были ранены и госпитализированы в больницу Кале. «В основном речь идет о переломах», уточняет один из полицейских. Причина этого то, что беженцы пытались уцепиться за вагоны, следующие по тоннелю, во время движения поездов. Это происходило в той зоне, где поезда скидывают скорость и едут от 30 до 50 километров в час. Вагоны — открытые платформы, на которых перевозят автомобили и длина которых составляет 800 метров. На них взобраться куда легче, чем на обычные, закрытые вагоны. По данным полиции, с 1 июня 2015 года по сей день в Евротоннеле во время попытки подобной «транспортировки» погибли 8 нелегальных мигрантов. В ночь с 27 на 28 июля погибших, к счастью, не было. 1900 мигрантов просто «оттеснили» от Евротоннеля, а 200 были задержаны органами правопорядка и после отпущены, а несколько десятков — задержаны.

Вот уже несколько недель, как Евротоннель «усилил охрану и увеличил количество служащих… также применив все необходимые технические меры», согласно дирекции. Наняты пятьдесят частных охранников, и в результате число персонала выросло до 150 человек. За шесть месяцев в связи с «небывалым наплывом мигрантов» Евротоннель потратил, согласно заявлению своего руководства, 13 миллионов евро на меры безопасности. Это та же сумма, которая была потрачена за весь 2014 год. Причем счет за эти растраты Евротоннель намерен предъявить правительствам Франции и Великобритании. Если не за все, то хотя бы за часть…

«Мы требуем от Франции и Великобритании возместить нам 9 миллионов 700 тысяч евро потерь, которые мы понесли, занимаясь борьбой с попытками нелегалов использовать тоннель как средство перемещения из Франции в Великобританию», — заявил представитель акционерного общества, являющегося хозяином Евротоннеля, Жак Гунон (Jacques Gounon). Это не первый раз, когда Евротоннель предъявляет государствам подобные претензии. В 2007 году был подобный же иск, но на 24 миллиона евро.

Еще во вторник, 28 июля, днем силы полиции боялись нового вторжения нелегалов в Евротоннель из-за больших «пробок», в результате которых мигранты могли легко попасть на платформы. Еще одна проблема — лето. И, следовательно, многие судьи и полицейские в отпусках. Задержанных мигрантов надо отправлять в Булонь, в 30 километрах от Евротоннеля. Это от 15 до 20 человек в день. Полиции не хватает автомобилей. Да и людей тоже, ведь «необходимо как минимум двое стражей порядка на одного задержанного», ворчат полицейские. А дача показаний перед судом по видеосвязи, жалуются представители закона, оспаривается адвокатами мигрантов.

«Король отобрал пляж»

Другое общенациональное издание, Le Мonde, пишет о конфликте, связанном с пребыванием короля Саудовской Аравии на отдыхе во Франции, на Лазурном Берегу.

После нелегальных работ, предпринятых перед виллой Гольф-Жуан, запрета на посещение пляжа и петиций, поданных «за» и «против» пребывания Его Величества на этом курорте Франции, напряжение нарастает, пишет издание. Король Салман, по данным издания, мог официально попросить одну из женщин-полицейских, сотрудницу внутренних органов Франции, удалиться с поста наблюдения возле виллы, чтобы «не присутствовала при сценах купания мужчин саудовской королевской семьи.

И хотя полицейская осталась на своем посту, лист требований саудовских гостей продолжает раздражать местных жителей. Как и многое другое, исходящее из большого белого здания, украшенного скульптурами… здания, в котором саудовский король проводит свои каникулы в пяти километрах от центра города Канны, на Лазурном Берегу. В то же время приезд короля Салмана и тысяч саудовцев, которые сопровождают своего монарха, вызывает не только недовольство. На самом деле, отмечает французское издание, «наплыв богатейших членов одной из богатейших королевских семей мира обещает важные финансовые вливания в экономику Канн и региона».

О том, что король прибывает, все узнали из-за работ — нелегальных, причем — на пляже Мирандола, расположенном перед виллой, купленной еще в 1979 году. В июле, буквально за две недели, было проложено три дорожки от виллы к пляжу. Сначала рабочие пытались установить решетку, которая бы перекрыла доступ к пляжу публике. Но, по решению префектуры, эти работы были прекращены. Далее была сделана бетонная площадка для лифта, который позволяет прямой доступ с виллы на пляж. Поначалу и лифт был запрещен местными властями, но после разрешение на него было получено. При условии, правда, что после отъезда короля и его гостей на родину лифт будет демонтирован.

Мэр города, Мишель Салуцки (Michelle Salucki) систематически выступает против подобных «изменений», оценивая их как нелегальные В то же время ряд работ выполняется потому, что представители саудовской стороны договариваются с властями Франции на более высоком уровне. По мнению префектуры региона, «невозможно совместить отдых главы государства, да которое к тому же еще и воюет, с отдыхом обывателей. Франция должна защищать глав государств-союзников, которые находятся на ее территории с дружеским визитом, и это в полной мере относится к Саудовской Аравии».

Именно по этим причинам доступ на публичный пляж Мирандола был запрещен с 25 июля, за несколько часов до появления короля Саудовской Аравии. Но запрет действует исключительно во время нахождения короля на пляже, и только, отмечает Le Мondе. Множество сотрудников полиции были мобилизованы для того, чтобы наблюдать за виллой, где отдыхает король, и пресекать появление там нежелательных лиц. Кроме того, запрещена морская навигация в зоне 300 метров от пляжа. Некоторые местные жители, недовольные подобными мерами, собирают подписи под петицией с предложением королю Саудовской Аравии выбрать другое место отдыха. Их оппоненты — также из числа местных жителей, боятся, что в таком случае регион лишится финансовых вливаний. Ведь королевская семья Саудовской Аравии во Франции на отдыхе ежедневно заказывает по 10 тысяч и больше живых цветов и арендует десятки лимузинов.