Эксперт: Количество конфликтов на границах стран Средней Азии будет расти
Киргизия, 3 августа, 2015, 10:20 — ИА Регнум. Пограничники Киргизии регулярно сообщают о инцидентах на границах с Узбекистаном и Таджикистаном. После вступления Киргизии в ЕАЭС проблема укрепления границ ляжет на плечи союзников — России и Казахстана. Для этих целей они уже выделили 200 млн долларов. О том, почему Киргизия за годы независимости не смогла самостоятельно решить вопрос делимитации и демаркации границ, корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
ИА REGNUM: Могла бы Киргизия самостоятельно решить проблему с государственной границей без помощи Москвы и Астаны? Существуют ли у союзников реальные механизмы для решения этой проблемы, учитывая то, что Узбекистан отстраняется от участия в различных союзах, в частности ОДКБ?
Конфликты на границе Киргизии и Таджикистана при заинтересованной помощи Москвы, Пекина и Астаны вполне решаемы. Тем более, если Душанбе сумеет войти в ЕАЭС.
С Узбекистаном ситуация смотрится гораздо проблематичнее: вариант разрешения приграничных споров возможен лишь в среднесрочной перспективе и при ряде условий: укрепление государственности Киргизии, активная поддержка процессов поиска компромисса со стороны сильных внешних игроков в Центральной Азии. Корректировка внешнеполитической модели поведения Ташкента возможна лишь при известных обстоятельствах.
И, конечно, процесс делимитации и демаркации границы, зависит от позиции Ташкента гораздо больше, чем от позиции Бишкека.
ИА REGNUM: Участятся или станут более редкими конфликты на границе Киргизии и Узбекистана?
Если судить по последнему десятилетию, количество пограничных конфликтов, особенно с участием пограничников и с применением оружия, постепенно растет.
Если не произойдет некоего форс-мажора, регионального конфликта, внешнего вторжения террористов или, напротив, три страны не договорятся о разрешении конфликтов, мы сможем наблюдать примерно десяток — полтора столкновений со стрельбой и убитыми.
Общее ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, снижение уровня жизни населения и закономерный рост криминальной активности будет способствовать постепенному «разогреву» ситуации.
Но этот процесс может растянуться на несколько лет — граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана давно привыкли к жизни в экстремальных социально-экономических условиях.
ИА REGNUM: Некоторые эксперты считают, что инциденты на границе Киргизии и Узбекистана генерируются искусственно, чтобы отвлечь внимание граждан Узбекистана от внутренних проблем. Так ли это?
Инициирование некой «маленькой победоносной войны», отправной точкой которой может стать любой пограничный инцидент, — такая же технология укрепления политического режима, как и любая другая, и ничего необычного в такой технологии нет.
Но в условиях сегодняшней Центральной Азии такую технологию никто себе позволить не может — слишком большой риск получить в итоге не сплочение нации и элит вокруг лидера страны, а распад политической и экономической систем и утрату государственности.
Пограничные инциденты хороши до определенной степени. Они держат соседей в тонусе, не дают им расслабиться и приступить к реальным шагам, способным создать проблемы региональному гегемону. А вот региональный конфликт, вероятность которого в Центральной Азии высока, повторюсь, никому не нужен.