«Найденная» шведами русская подлодка затонула сто лет назад — эксперты
Швеция, 28 июля, 2015, 11:31 — ИА Регнум. Найденная недалеко от берегов Швеции утонувшая подводная лодка, принадлежащая иностранному государству, старее, чем полагалось сначала. Такую версию выдвинул шведский портал nyheter24.se. Такого мнения придерживаются несколько экспертов, у которых издание взяло интервью. Подводная лодка находится в 3 км от берегов Швеции, подтвердила обнаружившая его команда Ocean X.
В свою очередь, источники издания DN утверждают, что, вероятнее всего, это российская подводная лодка «Сом», затонувшая 10 мая 1916 года после столкновения со шведским кораблем.
Изданию Expressen эксперты сказали, что придерживаются похожего мнения. Вышедший на пенсию подполковник Пер Андерссон, служивший в береговой охране Швеции, считает, что корабль — это российская подводная лодка, затонувшая в 1916 году.
«Я твердо уверен, что это именно подводная лодка «Сом». Об этом говорят детали, которые я знаю о корабле», — сказал он газете. По его словам, для того, чтобы можно было установить возраст корабля, нужно провести более тщательные исследования.
В свою очередь, российский Центр анализа стратегий и технологий в своём неформальном дневнике в «Живом журнале» также подтверждает, что «находке» сто лет. Кроме того, подчёркивают в учреждении, о координатах «Сома» было давно известно и никакой сенсации в находке нет. «Однако уже беглый взгляд на распространенную Ocean X Team видеозапись с подводного аппарата заставляет сделать вывод о том, что на дне Балтийского моря обнаружена русская подводная лодка «Сом», затонувшая в результате столкновения со шведским пароходом Angermanland у Оландсгафа 10 мая 1916 года (по версии капитана Angermanland, лодка, находившаяся на перископной глубине, не заметила остановки парохода и врезалась в него; в кругах русских подводников было распространено мнение о том, что Angermanland сознательно протаранил русскую лодку при попытке последней остановить пароход для досмотра). При этом на лодке погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым», — отмечает Центр анализа стратегий и технологий.
Он же даёт краткую историческую справку о подлодке. Подводная лодка «Сом» была построена в 1901—1902 годах на верфи Crescent Shipyard в Элизабет (штат Нью-Джерси, США) как Fulton в качестве экспериментальной подводной лодки по проекту Holland VIIR Джона Филипа Голланда, став одной из успешных «отработочных» конструкций этого «отца» подводного кораблестроения. В мае 1904 года Fulton при посредничестве Невского судостроительного завода был куплен Русским флотом и зачислен в списки как «Сом». Лодка была доставлена в Кронштадт из США пароходом в июле 1904 года и закончена сборкой на Невском заводе в сентябре. Затем «Сом» по железной дороге был отправлен во Владивосток, куда прибыл 29 декабря 1904 года (по ст. ст.) и в феврале 1905 года был приведен в боевую готовность, совершив до окончания Русско-японской войны несколько выходов в окрестности Владивостока.
В декабре 1914 года «Сом» по железной дороге был перевезен из Владивостока в Севастополь, а в июле 1915 года из Севастополя — в Петроград. На Балтийском флоте «Сом» базировался на Мариенхам на Аландских островах, откуда совершил несколько боевых походов, в том числе к шведскому побережью.
По образцу «Сома» по лицензии, купленной у компании Electrc Boat Джона Голланда, Невский завод построил для Русского флота еще шесть подводных лодок, сданных в 1905—1907 годах.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, группа шведских водолазов нашла мини-подлодку неподалёку у берегов Швеции. По данным шведских СМИ, судно может принадлежать России, поскольку на корпусе якобы найдены надписи на кириллице.
Напомним, осенью 2014 года ВМФ Швеции в своих водах искали российскую подводную лодку, однако 13 апреля в интервью изданию Dagens Nyheter контр-адмирал ВМФ Швеции Андерс Гренстад признал, что никакой российской подводной лодки у берегов Стокгольма не было. Масштабная операция, проведённая осенью прошлого года, по поиску неопознанного иностранного подводного объекта — российской подводной лодки, предполагали в Швеции, обошлась стране в 2 миллиона евро. Как заявил шведский контр-адмирал, «российская подлодка» в итоге оказалась техническим кораблём самой Швеции.