Первое после государственного переворота на Украине заседание украинско-белорусской межправительственной смешанной группы по вопросам торгово-экономического сотрудничества выявило взаимную заинтересованность сторон в реализации совместных проектов при организации сборочных производство и транзита, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Мероприятие прошло в Чернигове 23−24 июля. Сопредседателями на заседании межправкомиссии выступили с белорусской стороны — зампред Совмина Владимир Семашко, с украинской — вице-премьер в правительстве киевской хунты Геннадий Зубко. Заседанию комиссии предшествовала встреча экспертов. На обсуждение комиссии были вынесены вопросы наращивания объемов взаимной торговли, отмены действующих ограничений (в том числе введенного Украиной импортного сбора), сотрудничества в сферах промышленности и производственной кооперации, лизинга, архитектуры и строительства, стандартизации, агропромышленного комплекса и транспорта, а также перспективы реализации совместных проектов в топливно-энергетической секторе, машиностроении, фармацевтике. Об этом 23 июля на брифинге в Минске сообщил пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик.

Далее о ходе и итогах межправительственной белорусско-украинской смешанной комиссии информировало министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, а также участники переговоров (в частном порядке). Согласно сообщению министерства, открывая 23 заседания межправкомиссии, Зубко определил ключевые стратегические направления между киевской хунтой и официальным Минском: локализация предприятий белорусского машиностроения на украинской территории и создание совместных предприятий в Белоруссии.

«Все вопросы, которые обсуждались во время заседаний рабочих групп, и все что отражено в протоколе, даст нам возможность увидеть новые аспекты взаимоотношений и в транспортной инфраструктуре. Перспективными направлениями нашего сотрудничества является промышленный комплекс, локализации производства белорусского машиностроения на украинской территории и создания совместных предприятий в Белоруссии «, — сказал Зубко.

«Мы рассчитываем на выход белорусских грузопотоков в украинские порты», — сказал он. Отметим, что амбициозная затея с созданием белорусского торгового флота провалилась и заявления Александра Лукашенко о возможности перенаправления белорусских поставок с портов Литвы и Латвии в порты Ленинградской и Калининградской областей остались словами. Учитывая ненормальную обстановку в Одессе и Ильичевске, да и в самом Чернигове, где проходило заседание комиссии, заявления новых киевских властей могли бы быть или более осторожными, или более конкретными.

Среди других направлений сотрудничества — ряд технических вопросов двусторонних отношений в части энергетического машиностроения, а также транспортной инфраструктуры нефти и газа. Напомним, в 2010 году руководство Украины помогло Александру Лукашенко реализовать экономически несостоятельный, но политически важный (как это представлялось минским чиновникам) проект диверсификации поставок нефти: вместо российской нефти в Белоруссию через Эстонию и Украину доставлялась нефть из Азербайджана и Венесуэлы.

Выступая на заседании комиссии, Зубко сообщил, что белорусские партнеры желают поставлять на Украину грузовики, тракторы и другую технику сельскохозяйственного назначения, а украинские партнёры предлагают часть объёма данной продукции собирать и изготавливать у себя. Чиновник отметил: «Такой подход выгоден не только Украине, которая получит инвестиции, рабочие места и налоги. Это также и окно возможностей для белорусов, которые после вступления в действие соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС получат возможности для поиска новых рынков, доступ к которым им пока закрыт».

Зубко напомнил о потенциале «Южмаша», где в эпоху СССР собирались тракторы «МТЗ», а впоследствии предприятие сильно деградировало. После февральского госпререворота киевская хунта разорвала контракты с российскими партнёрами, а на российском рынке резко снизился спрос на продукцию, которую мог бы предложить «Южмаш».

В свою очередь белорусской стороне предложено «на паритетных условиях разворачивать производство на территории Белоруссии тех товаров, в которых нуждается эта страна», сказано в сообщении министерства. По словам Зубко, принципы кооперации и объединения капиталов могут быть задействованы как в двусторонних торговых отношениях, но и в сотрудничестве с третьими странами — например, постсоветскими республиками Прибалтики, являющимися членами Евросоюза.

«Нас очень интересует балтийско-черноморский транспортный коридор. Очень высокий потенциал сотрудничества мы видим в аграрном комплексе, переработке аграрной продукции, машиностроении, энергетической сфере и совместных логистических проектах», — заявил Зубко.

В ходе заседания были обсуждены также вопросы взаимных ограничений в торговле. Было решено способствовать сертификации белорусской фармацевтической продукции на Украине.

По итогам заседания комиссии был подписан протокол, в котором киевская хунта и официальный Минск обязались совместными усилиями способствовать увеличению товарооборота и поиску новых рынков сбыта, осуществлять совместные проекты в промышленной кооперации и транзите. По завершении подписания протокола Зубко заявил: «Украина движется в Европейский союз, Республика Беларусь является членом Таможенного союза. Однако это вовсе не означает, что мы не сможем найти общие точки в двустороннем сотрудничестве. Локализация производств белорусской продукции на территории Украины и локализация производства украинской продукции в Белоруссии, позволит нашим странам получить новые рынки для своей продукции».

В протоколе также зафиксировано расширение использования гривны в украинско-белорусской торговле «по просьбе белорусской стороны». Как отметил Зубко, соответствующие предложения уже направлены в Нацбанк Украины.

«Также Украина и Белоруссия достигли договоренности рассмотреть вопрос возобновления поставок электроэнергии между двумя странами. А также — осуществление транзита украинской электроэнергии через Республику Беларусь. Соответствующие консультации будут проведены в ближайшее время», — сообщил по итогам встречи Зубко.

Напомним, после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года и начала гражданской войны киевская хунта ограничила поставки электроэнергии в Крым и Белоруссию, а затем и вовсе прекратила поставки в белорусском направлении, ссылаясь на недостаток угля для ТЭЦ. Ранее уголь поставлялся из «дотационного» Донбасса, а после блокады Луганской и Донецкой народных республик было решено закупать его в ЮАР, свой уголь предложила также Польша, однако киевская хунта оказалась неплатежеспособной.

О ходе переговоров в Чернигове проинформировал также начальник управления евроинтеграции министерства энергетики и угольной промышленности Украины Михаил Бно-Айриян посредством своей страницы в социальной сети, что является распространённой практикой новых киевских властей. В частности, он сообщил о намерении организовать поставки газа на Украину из литовского СПГ-терминала в Клайпеде транзитом через Белоруссию, что зафиксировано в протоколе, подписанном по итогам заседания межправкомиссии. Бно-Айриян отметил, что данный вопрос «крайне сложный, поскольку ГТС Белоруссии принадлежит «Газпрому».

Вероятно, Бно-Айриян имел ввиду систему газопроводов, находящуюся в собственности российского ОАО «Газпром» на территории Белоруссии. Ею управляет белорусская дочерняя компания российского холдинга — ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», созданная на базе белорусского госмонополиста «Белстрансгаз», проданного Александром Лукашенко после запуска подводного газопровода «Северный поток». После продажи «Белтрансгаза» цена российского газа для Белоруссии стала кратно ниже, чем для Украины (ныне — $142 и $247 соответственно). Литва приобретает небольшие объёмы сжиженного газа у Норвегии — поставки осуществляются через СПГ-терминал в литовской Клайпеде, а аналогичный проект на черноморском побережье в Одесской области у порта «Южный» так и не было реализован. Эксперты сомневаются в экономической целесообразности реализации данного проекта после запуска «Турецкого потока». Кроме того, Турция заявила о запрете на движение LNG-танкеров через пролив Босфор.