После того, как 15 июля был опубликован проект глав 1−7 измененной конституции Армении, в стране не прекращаются споры относительно содержания документа. Кроме, некоторых представителей правящей Республиканской партии Армении, лидер которой Серж Саргсян и инициировал изменения, пока в пользу изменений конституции высказываются только некоторые провластные политологи.

Митингующий держит в руках конституцию Армении. Фотолур

Что касается политических сил, то до обнародования проекта новой конституции, помимо РПА, за высказывалась только АРФ «Дашнакцутюн». А после публикации ни одна партия, кроме оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) не высказала ясной позиции относительно документа.

АНК, руководимая первым президентом Армении Левон Тер-Петросяном, с первого дня заявляла, что изменения конституции имеют одну единственную цель — воспроизводство и увековечивание власти действующего президента Сержа Саргсяна. На позицию партии не повлияло и обещание Саргсяна о том, что в случае изменений конституции он не будет претендовать на должности президента и премьер-министра. Представители АНК на это отвечают, что лидер РПА намеревается занять пост председателя парламента и что именно для этого по проекту конституционных изменений должность президента становится формальной и церемониальной, исполнительную власть будет осуществлять слабое и нестабильное правительство и такой же премьер-министр, а председателю Национального собрания отводятся «беспрецедентные в мировой практике полномочия». Не убедили АНК и заявление представителя РПА и министра правительства Давида Арутюняна о том, что Серж Саргсян на заседании политического совета партии поведал о том, что не намерен быть спикером парламента. В оппозиционной партии заявляют, что рассказ Давида Арутюняна о намерениях Сержа Саргсяна не может считаться официальной позицией.

В пользу того, что Серж Саргсян не займет пост спикера высказался и член специальной комиссии, которая подготовила изменения в конституции Грайр Товмасян, заявивший, что действующий президент физически не сможет стать председателем Национального собрания, поскольку в 2017 году — после парламентских выборов, еще будет занимать пост главы государства. На это заявления Товмасяна откликнулись даже некоторые юристы и политологи, заявив, что в случае победы РПА на выборах Серж Саргсян запросто может уйти в отставку.

23 июня, все доводы и опасения против изменений в конституции АНК изложила в пространном заявлении, которое поступило в редакцию ИА REGNUM.

«Представленные властями 15 июля 2015 года конституционные реформы, а на самом деле — проект новой Конституции, доказывают, что под видом перехода к парламентской форме правления Серж Саргсян пытается обойти конституционный запрет на третий президентский срок, обеспечить воспроизводство и увековечивание своего антидемократического режима», — говорится в заявлении оппозиционной партии. «Вопрос планируется решить путем конституционного гарантирования абсолютного большинства Республиканской партии Армении (РПА) в Национальном собрании, а также путем объединения в руках Сержа Саргсян должностей генсека РПА и, наделенного особыми полномочиями, председателя Национального собрания», — отмечают авторы. АНК обращает внимание на некоторые тезисы, которые включены в проект конституционных изменений для обеспечения вышесказанного. Так, по мнению оппозиционной партии, конституция гарантирует формирование стабильного парламентского большинства (третья часть статьи 89), однако подобного прецедента в мире нет.

«Дается механизм гарантирования «формирования стабильного парламентского большинства» между двумя политическими силами, получившими по результатам парламентских выборов максимальное число голосов путем проведения второго этапа голосования (четвертая часть статьи 89), чего еще никогда не было в мировой практике парламентаризма. Таким образом уничтожается один из основных принципов демократии, согласно которому, руководство страной может взять на себя только политическая сила или коалиция политических сил, получившая поддержку абсолютного большинства народа», — отмечают авторы. Кроме того, подчеркивается, что председатель Национального собрания получает роль первого лица в системе государственного управления, поскольку наделяется «беспрецедентными в мировой практике» полномочиями для лидера парламента, а именно — может выдвигать кандидатуру премьер-министра.

В заявлении также говорится, что вопреки принципам парламентского правления, с целью укрепления позиций председателя Национального Собрания существенно ослаблен институт премьера, якобы первого лица государства: «Политическое большинство в любой момент и по любому случаю, по упрощенному порядку может выразить недоверие премьеру. Более того, политическое большинство в любой момент и по любому случаю, по упрощенному порядку, по примеру советских времен может выразить недоверие и правительству (вторая часть статьи 113)». Авторы также отмечают, что по проекту конституционных изменений председатель Национального собрания и возглавляемое им политическое большинство получают эксклюзивное право на формирования судебной власти, регулирующих комиссий.

Кроме того, в документе говорится, что для устранения противовесов спикеру парламента институт президента превращен в формальную, церемониальную должность, на которую, по сути, будет назначать расширенное заседание политического совета Республиканской партии Армении (статья 125).

АНК отмечает, что формируется властная система, имеющая единый центр, с широкими, почти неограниченными полномочиями председателя Национального Собрания и руководимой им партии. «Нарушается принцип разделения и уравновешения трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Противовесы устраняются в пользу Национального Собрания или, точнее, правящей партии, которая напрямую управляет или контролирует и исполнительную, и судебную власти», — подчеркивают авторы заявления, отмечая, что исполнительную власть будет осуществлять слабое и нестабильное правительство и такой же премьер-министр, кроме того, нарушится система национальной безопасности.

В связи с этим, Армянский национальный конгресс призывает политические силы оставить в стороне свои распри, консолидироваться и поднять общественную волну протеста против конституционных реформ. Партия также обращается к международным структурам с призывом не оказывать содействия процессу конституционных реформ в Армении, поскольку они нацелены на установление в республике диктатуры.

«Проект новой Конституции, созданный для воспроизводства и увековечивания Сержа Саргсяна и руководимого им разбойничьего режима, является очередной программой государственного переворота с целью присвоения власти. Обществу представлена система общественно-политических отношений, которая содержит серьезные угрозы для государственности Армении», — резюмируют авторы заявления.