gagauzinfo.md

Гагаузия — Молдавия: «Гагаузский вопрос до конца так и не закрыт». Местные выборы: «Даже Бог устаёт от лживых политических деятелей». Экспорт в Россию: «Снятие российского эмбарго для гагаузских производителей превратилось в мошенничество».

Гагаузия — Молдавия: «Гагаузский вопрос до конца так и не закрыт»

В конце июня спикер парламента Молдавии Адриан Канду зарегистрировал в секретариате парламента инициативу о создании специальной рабочей группы, пишет Noi. Она займется «рассмотрением статуса Гагаузской автономии в контексте положений конституции». Предыдущая попытка центра внести изменения в республиканское законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия, привела к острому конфликту между Кишиневом и Комратом, демонстративному проведению в автономии 2 февраля 2014 года референдума о внешнеполитическом векторе РМ и отложенном статусе Гагаузии (по его итогам 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз; власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов — прим. ИА REGNUM), заведению Генпрокуратурой на всех депутатов Народного собрания уголовных дел по статье «Самоуправство», угрозам кишиневских политиков «откорректировать» полномочия автономии и, как следствие, укреплению в АТО позиций пророссийских политических сил.

В феврале 2013 года при правительстве РМ была создана рабочая группа, в задачу которой входила разработка и внесение изменений в республиканское законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия, продолжает Noi. Создав рабочую группу, правительство под предлогом необходимости корректировки действующего законодательства, регулирующего правовой статус Гагаузии, принялось планомерно урезать полномочия автономии, низводя ее до уровня обычного района. В правительстве даже не пытались закамуфлировать свои намерения.

Первые наработки рабочей группы повергли в шок гагаузских депутатов, пишет Noi. Минсельхоз, например, рекомендовал рабочей группе изменить статус Гагаузии с «автономно-территориального образования» на «административно-территориальное образование». То есть свести его к статусу рядового района. Министерство транспорта в своих рекомендациях написало, что все «компетенции Гагаузии, которые превышают культурную необходимость, должны быть исключены». СИБ предложил лишить автономию закрепленного в законе об особом статусе права на внешнее самоопределение в случае утраты РМ суверенитета. Генпрокуратура — отменить в автономии официальный статус русского языка. МВД — обязать органы власти Гагаузии вести переписку с центром только на государственном языке (по нынешней версии закона об особом правовом статусе переписка ведется на двух языках).

Комрат эти предложения возмутили, продолжает Noi. На чрезвычайном заседании Народного собрания, на которое были приглашены мэры и главы трех районов автономии, а также четверо депутатов парламента, представляющих Гагаузию, звучали призывы инициировать референдум о выходе Гагаузии из состава Республики Молдова. И хотя Минюст от греха подальше тогда был вынужден приостановить деятельность рабочей группы при правительстве, отношения между Кишиневом и Комратом упали ниже нулевой отметки.

Пойдя на открытую конфронтацию с Кишиневом и проведя 2 февраля прошлого года референдум об отложенном статусе и внешнеполитическом векторе, автономно-территориальное образование Гагауз-Ери недвусмысленно продемонстрировало центру, что дальше ограничивать и сводить на нет свою автономию не позволит, пишет Noi. Центр отреагировал на референдум волной репрессий. Премьер-министр Юрий Лянкэ расценил гагаузский плебисцит как «пренебрежение законом”, которое «стимулирует феномен сепаратизма”.

И только сейчас, после выборов нового башкана, отношения между центральными властями и руководством Гагаузии немного потеплели, продолжает Noi. 29 мая (впервые за время своего президентства) в автономии с рабочим визитом побывал Николай Тимофти, что было расценено экспертами в Кишиневе как хороший повод для возобновления диалога между центром и Комратом.

Между тем, согласно проекту Адриана Канду, рабочая группа по приведению законодательства в соответствие со специальным статусом Гагаузской автономии должна быть создана на паритетной основе из представителей всех фракций парламента и депутатов Народного собрания, пишет Noi. Главная цель группы — обеспечение постоянного и конструктивного диалога между Кишиневом и Комратом, разработка Плана действий для обеспечения функциональности специального статуса АТО Гагауз-Ери, разработка рекомендаций «для улучшения сотрудничества между местными и центральными властями, исходя из европейских практик”, а также гармонизация национального законодательства и законодательства автономии. Все это краткосрочные цели. А «в будущем, на втором или третьем этапе”, заявил Адриан Канду в эфире одного из телеканалов, в рамках данной рабочей группы «начнется обсуждение возможности изменения статуса Гагаузии, потому что даже особый статус уже не соответствует определённым положениям конституции”.

Представители автономии уже двадцать лет пытаются обратить внимание центра на то, что «гагаузский вопрос” до конца так и не закрыт, продолжает Noi. Несмотря на принятие в 1994 году Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”, прописанные в нем полномочия, как считает председатель движения «Единая Гагаузия”, депутат парламента Федор Гагауз, «в лучшем случае исполняются формально, в худшем — полностью игнорируются”. Согласно ст. 27 Закона об особом правовом статусе, данный закон является органическим и все изменения и дополнения в него должны вноситься 3/5 избранных депутатов парламента РМ. В Гагаузии, настаивая на том, что Закон об особом правовом статусе является специальным (особым) законом РМ, считают, что парламент нарушил это положение, когда упразднял на территории автономии Трибунал Гагаузии. Это было осуществлено обычным органическим законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты” в 2003 году.

«Хотя для внесения изменений и дополнений в закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)”, в отличие от остальных органических законов, требуется согласие и наличие не менее чем 3/5 голосов избранных депутатов парламента Республики Молдова. Невозможно вносить изменения и дополнения в особый (специальный) закон посредством принятия простых, обычных законов”, — заявил в конце прошлого года в ходе международной научно-практической конференции депутат НСГ Иван Бургуджи. (Noi)

Да и само упразднение Трибунала Гагаузии, считают в автономии, нарушило целостность и автономность региональной государственной власти АТО Гагаузия, пишет Noi. Так как «основные судебные функции Трибунала по рассмотрению споров между субъектами права в рамках действия юрисдикции Республики Молдова по объектам права, регулируемым центральным законодательством страны, были переданы в Апелляционную палату муниципия Комрат, а вот дополнительные и специфические судебные функции Трибунала Гагаузии по рассмотрению споров, вытекающих из законодательства АТО Гагаузия, не были переданы никакой другой судебной инстанции Республики Молдова”.

Так что гармонизация национального законодательства и законодательства автономии действительно давно уже назрели, продолжает Noi. Но, хотя Адриан Канду, анонсируя свою инициативу о создании рабочей группы, особо подчеркнул, что «мы должны постепенно строить диалог, шаг за шагом восстанавливать доверие, которое в некотором роде было расшатано”, уже сейчас можно предположить, что КПД деятельности совместной рабочей группы парламента и НСГ в лучшем случае будет равен нулю, в худшем — приведет к очередному обострению отношений между Кишиневом и Комратом.

Во-первых, год назад парламент уже пытался создать аналогичную спецкомиссию, пишет Noi. В середине марта 2014 года (после референдума в Гагаузии) спикер Игорь Корман подписал распоряжение о создании рабочей группы «для рассмотрения проблем, касающихся исполнения положений конституции относительно статуса автономно-территориального образования Гагауз-Ери”. Председателем группы был назначен Дмитрий Дьяков. Ей было поручено оценить степень применения конституционных положений, касающихся особого статуса автономии, изучить совместимость Закона об особом правовом статусе Гагаузии с положениями конституции РМ и смежного законодательства. А также проанализировать текущие отношения между центральными органами власти и властями Гагаузии и выдвинуть предложения для более эффективного взаимодействия между ними. Но срок полномочий предыдущего парламента истек, рабочая группа «по Гагаузии” тоже свернула свою деятельность, так ничего не разработав и не предложив.

Второй повод для скепсиса — диаметрально противоположный и, по сути, бескомпромиссный взгляд политиков в Кишиневе и Комрате на компетенции региона, продолжает Noi. Два года назад, когда правительство пыталось максимально урезать полномочия Гагаузии и свести статус автономии до статуса рядового района, депутаты НСГ постановили, что в Законе об особом правовом статусе Гагаузии «не надо менять ни одной запятой, ни одной точки, а целиком, какой он есть и без единой помарки, включить в конституцию». Гагаузские депутаты тогда поручили юридической комиссии Народного собрания подготовить и направить в парламент соответствующую законодательную инициативу, что Кишинев, понятное дело, в восторг не привело. Тогда же парламент в лице демократов, депутатов от ЛДПМ и ЛП не поддержал и законодательную инициативу Народного собрания о необходимости согласования с НСГ любых изменений в закон об особом правовом статусе автономии.

А в этом году между Народным собранием, парламентом и Минюстом возник принципиальный спор вокруг назначения прокурора Гагаузии, пишет Noi. Сейчас, в контексте рассмотрения и принятия нового закона о прокуратуре, Народное собрание направило в парламент законодательную инициативу о внесении изменений в закон о прокуратуре и приведении его в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагаузии. Согласно законодательной инициативе НСГ, кандидат на должность прокурора Гагаузии должен выдвигаться Народным собранием. При этом назначаться на должность он должен приказом генерального прокурора с согласия Высшего совета магистратуры. Кроме того, как написало издание Adevarul, в НСГ попросили министерство юстиции предоставить Народному собранию право вето при назначении прокурора Гагаузии. Но в Минюсте посчитали, что «это уже слишком”. Гагаузские депутаты также предлагают расширить полномочия прокурора Гагаузии, чтобы он мог контролировать действия районных прокуроров. Однако это предложение категорически не нравится либерал-демократам. А либералы вообще выступают против того, чтобы кандидатуры на пост прокурора автономии предлагались Народным собранием Гагаузии (2 июля в парламенте Молдавии объявили о достижении компромисса с Народным собранием Гагаузии по вопросу назначения и освобождения от должности главного прокурора Гагаузии. По итогам переговоров, в которых принимали участие спикер парламента Молдавии Адриан Канду, его гагаузский коллега Дмитрий Константинов, группа гагаузских депутатов, действующий министр юстиции Владимир Гросу и международные эксперты, было решено внести в молдавский закон о прокуратуре положение, согласно которому главный прокурор Гагаузии «будет отбираться на основе открытого конкурса, организованного Высшим советом прокуратуры совместно с Народным собранием Гагаузии, которое затем предложит отобранную для назначения кандидатуру генеральному прокурору» — прим. ИА REGNUM).

В Комрате 8 июля состоялись открытые слушания по вопросу рассмотрения в парламенте Молдавии проекта закона о прокуратуре, предусматривающего изменение процедуры избрания прокурора Гагаузии, пишет «Гагауз-инфо». На слушания собрались депутаты Народного собрания, начальник управления юстиции Гагаузии Иван Кройтор, предприниматели, представители общественности и СМИ. При этом представители самого визируемого ведомства — прокуратуры — на слушания не явились.

Председатель юридической комиссии НСГ Иван Бургуджи сообщил, что о новом законе о прокуратуре, уже принятом в первом чтении, в Гагаузии «узнали совершенно случайно», продолжает «Гагауз-инфо». «В этом законопроекте нарушался закон об особом правовом статусе Гагаузии. Хорошо, что ОБСЕ подключилась к этому вопросу и убедила центральные власти учесть интересы автономии при принятии этого проекта закона», — сказал Бургуджи.

Депутат также отметил, что согласно законопроекту, профильные комиссии Народного собрания должны провести конкурс на должность прокурора Гагаузии с учетом требований, прописанных в законе, пишет «Гагауз-инфо». После этого кандидатуры будут предложены депутатам Народного собрания для утверждения. «В НСГ избирается кандидат на пост прокурора Гагаузии и представляется Высшему совету прокуроров. Он в свою очередь представляет кандидатуру на утверждение генеральному прокурору Молдавии», — рассказал Бургуджи.

Глава общественной организации «Сталкер» Сергей Пашков отметил, что требование провести открытые слушания обусловлено тем, что «в стране принимаются законы, а нас потом ставят перед фактом», продолжает «Гагауз-инфо». «Нас, общественность, задело то, что изменения вносятся комиссией, в которую входит только два депутата НСГ, а нас уже ставят перед фактом. Наша просьба, чтобы все изменения вносились в рамках открытых слушаний, чтобы мы знали, что происходит», — отметил Сергей Пашков.

Общественный деятель Леонид Добров предложил гагаузским законодателям «подготовить кодекс о правоохранительных органах, куда войдут силовые структуры Гагаузии», потому как «если сегодня мы случайно узнаем об изменениях одного закона, завтра они лишат нас всех полномочий», пишет «Гагауз-инфо». В этом вопросе Леонида Доброва поддержал и другой общественник, Игорь Кройтор. «Что у нас получается? Мы представляем прокурора, а потом он подчиняется генеральной прокуратуре Молдавии. Это простая формальность, но его контролируют в Кишиневе, и при любой угрозе увольнения он исполняет те решения, о которых ему скажут», — заметил Кройтор.

«Так устроена наша автономия. Какие бы мы механизмы ни придумали, закон несовершенен, и это влияние со стороны будет сохраняться. Что бы мы ни делали. И я не знаю, какой человек решился бы подать свою кандидатуру на этот пост, потому что требования очень высокие и много оценочных понятий», — подчеркнул начальник управления юстиции Гагаузии Иван Кройтор. («Гагауз-инфо»)

Депутат Сергей Чимпоеш выразил сожаление в связи с тем фактом, что «никто из приглашенных сотрудников прокуратуры на слушания не явился», продолжает «Гагауз-инфо». «Очень жаль, что работники прокуратуры не сочли нужным откликнуться на наши приглашения. Суть этого законопроекта заключается в том, чтобы сделать процесс избрания прокуроров более демократичным, снизить политическое влияние на процесс. Если раньше парламент решал эти вопросы, то сегодня их будет решать высший совет прокуратуры. Это серьезный шаг в совершенствовании закона о прокуратуре», — заявил депутат. Чимпоеш также пояснил, что согласно законопроекту, прокуратуры будут укрупняться, а прокуроры Чадыр-Лунгского и Вулканештского районов станут заместителями прокурора Гагаузии. Вместе с тем генеральный прокурор и прокурор Гагаузии войдут в Высший совет прокуратуры на основе конкурса.

В Комрате состоялись публичные слушания по проекту закона о прокуратуре Молдавии, пишет Gagauz Media. Недавно в него были внесены поправки относительно избрания прокурора Гагаузии. Они гласят, что прокурора автономии будет назначать генпрокурор. А предшествовать этому будет конкурс в Высшем совете прокуроров, проходящий под контролем Народного собрания. Депутаты утверждают, что были кое-какие шероховатости в процессе достижения договоренности по процедуре назначения прокурора Гагаузии.

Председатель юридической комиссии НСГ Иван Бургуджи заявил, что в автономии сначала не знали о разработке нового закона о прокуратуре, но потом удалось убедить власти учесть мнение Гагаузии, продолжает Gagauz Media. «Советник по правовым вопросам позвонил нам, передал нам копию того, что они приняли в первом чтении. Мы сделали перевод той статьи, которая касается Гагаузии, после этого мы написали письмо, что не позволим нарушать Закон об особом правовом статусе. Если не будет учтено мнение Гагаузии, то автономия вынуждена будет принять собственный закон о прокуратуре. Это чревато большими неприятностями во взаимоотношениях между центром и автономией. В результате ОБСЕ убедила центральные власти, что необходимо подключить и Гагаузию. Мы настояли на том, что конкурс мы будем сами проводить, пусть даже по критериям, которые будут определены в законе. Единственное, мы поставили условие, чтобы прокуроры, которые будут работать на территории автономии, обязаны знать гагаузский язык», — сказал Бургуджи.

Депутат НСГ Сергей Чимпоеш отметил, что парламент не будет вмешиваться в назначение прокурора Гагаузии, а выдвигать кандидатуру будет Народное собрание, пишет Gagauz Media. В то же время, по словам Бургуджи, разработчики документа согласились, чтобы кандидаты на пост прокурора могли выдвигаться и из судебной системы.

Общественный деятель Игорь Кройтор все же считает, что прокурор должен и назначаться и сниматься с должности под контролем Народного собрания, продолжает Gagauz Media. «Сегодня назначается прокурор Гагаузии, и он будет подчиняться Кишинёву. Народное собрание для него формальность, потому что вы его только предложите, а дальше он будет выполнять законы РМ. Что касается законов Гагаузии, то он на них не смотрит. Наше Народное собрание не даёт ему защиту, чтобы он в Кишинёве мог на заседании высшей коллегии прокуратуры выступать за интересы Гагаузии, когда ущемляются наши законы. Он знает, что завтра будет приказ, и его снимут с должности, а если он знает, что за ним стоит Народное собрание, и без НСГ они его не могут снять, тогда прокурор будет чувствовать, что он представляет наш этнос», — отметил он. В результате дискуссий остался открытым вопрос о том, кто будет проводить конкурс. Стоит отметить, что представители прокуратуры отсутствовали на слушаниях.

Председатель гагаузской общественной организации «Пилигрим-Демо» Михаил Сиркели называет новую процедуру назначения прокурора автономии хорошим началом для переговорного процесса между Комратом и Кишиневом, пишет Gagauz Media. Однако, эксперт не согласен с тем, что кандидаты на этот пост должны знать гагаузский язык. По словам Сиркели, это сужает круг претендентов и затруднит назначение прокурора. «Процедура, которая была прописана в проекте закона, она соответствует двум требованиям. Первое, это необходимость реформирования системы прокуратуры и процедуры назначения прокуроров для обеспечения их большей независимости. Это как выполнение обязательств Молдавии в соответствии с договором об ассоциации с Европейским союзом. В случае с Гагаузией есть требования закона об особом правовом статусе, в котором указано, что у автономии есть полномочия участвовать в процедуре назначения своего прокурора. То есть было найдено компромиссное решение, которое соответствовало бы этим двум требованиям», — отметил председатель общественной организации «Пилигрим-Демо».

Однако, он утверждает, что требование к генпрокурору Гагаузии о знании гагаузского языка необоснованно, продолжает Gagauz Media. «Тот факт, что он работает в автономии, совсем не означает, что он должен знать гагаузский язык. Это не совсем тот механизм, который нужно продвигать для защиты и продвижения гагаузского языка. С моей точки зрения, это ограничивает способность государства обеспечивать правопорядок на территории Гагаузии», — сказал Сиркели.

По словам эксперта, Молдавия должна иметь право назначать кого угодно на эту должность, «согласно той процедуре, хотя это и написано по-другому в законе об особом правовом статусе», пишет Gagauz Media. Эксперт приводит следующий аргумент: «Молдавия является субъектом международного права. У Гагаузии и РМ есть правоохранительная и судебная системы, частью которых является прокуратура. Эти системы существуют для обеспечения соблюдения правопорядка на всей территории РМ. Знание гагаузского языка говорит о том, что на эту должность может быть назначен только человек, проживающий на территории Гагаузии. А если мы не найдём человека на территории автономии, который соответствовал бы требованиям к этой должности? Это ограничивает возможности поиска такого человека в других районах. А это, в свою очередь, ограничивает возможность Молдавии для обеспечения соблюдения правопорядка на территории Гагаузии. С моей точки зрения, это первый момент. Второй момент: мне не совсем понятно, как будет работать этот механизм».

Сиркели приводит в пример требование к башкану на знание гагаузского языка, которое не соблюдается, продолжает Gagauz Media. «Я считаю, что это немного мёртвое положение закона, которое может быть использовано для препятствия в случае замещения вакантной должности. Я не вижу в этом необходимости. Это не обеспечит защиту и продвижение гагаузского языка». Для его защиты, по словам эксперта, нужно, чтобы институт прокуратуры Гагаузии обеспечивал делопроизводство на гагаузском языке и использовал гагаузский язык как рабочий. «А для этого совсем не обязательно, чтобы прокурор владел гагаузским языком. Для этого нужны люди, которые могут как минимум переводить все документы на гагаузский язык, которые будут обеспечивать всё делопроизводство на гагаузском языке или параллельно на государственном, русском и гагаузском, на всех трёх официальных языках Гагаузии. Мне непонятно, почему эта норма была включена и почему гагаузская сторона на этой норме настаивала? Это не то, с чего надо начинать», — заключил Михаил Сиркели.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Местные выборы: «Даже Бог устаёт от лживых политических деятелей»

Депутат парламента Молдавии от Демпартии Николай Дудогло признал свое поражение на выборах мэра муниципия Комрат и заявил, что возвращается к работе в парламенте Республики Молдова, пишет «Гагауз-инфо». В своем видеообращении к жителям автономии экс-мэр столицы Гагаузии пожелал успехов избранному мэру Сергею Анастасову и обещал оказывать администрации Комрата поддержку в качестве депутата.

Николай Дудогло отметил, что за 11 лет под его руководством в Комрате удалось внедрить множество проектов, благодаря которым столица автономии «стала одним из самых красивых городов», продолжает «Гагауз-инфо». Политик напомнил, что в этой предвыборной кампании жителям Комрата была предложена не менее насыщенная программа. «Мы хотели отремонтировать главный коллектор, полностью сделать канализацию, подсоединить к питьевой воде все микрорайоны города, отвести грунтовые воды, построить ливневики. К сожалению, выборы завершились, и мы эти выборы проиграли», — сказал Дудогло.

Он также заявил, что прилагал усилия для объединения Комрата, пишет «Гагауз-инфо». «Но мы видели совсем обратную картину. На этих выборах и Партия социалистов, и Партия коммунистов, и «Наша партия» поддержали моего оппонента», — сказал Дудогло, подчеркнув, что не будет «злиться» и «мстить» комратчанам. «Я желаю моему оппоненту сделать больше, чем удалось сделать нам. Я возвращаюсь к своей прежней работе. Я депутат парламента. Буду продолжать свою работу, и где нужна будет моя поддержка, я ее окажу», — заключил Николай Дудогло.

Сергей Анастасов, одержавший победу на выборах мэра муниципия Комрат, в свою очередь поблагодарил избирателей за поддержку, продолжает «Гагауз-инфо». Политик объяснил свой успех тем, что «городу нужны были перемены». «Я хочу сказать спасибо моей команде, которая была рядом со мной с самого первого дня. Которая поддерживала меня без каких-либо требований», — сказал Анастасов.

Кандидат также поблагодарил своих бывших оппонентов за поддержку во втором туре выборов мэра муниципия Комрат (все четыре кандидата, не прошедших во второй тур голосования, призвали голосовать за Анастасова — прим. ИА REGNUM), пишет «Гагауз-инфо». «Я обращаюсь к тем горожанам, которые отдали свои голоса за моего оппонента. Мы все жители одного города и не важно, кто за кого голосовал. Главное, чтобы впредь мы были едины. Мы не намерены делить людей на своих и чужих. Спасибо всем, кто голосовал за меня», — отметил Анастасов.

Политик также заявил, что на посту мэра ему предстоит огромная работа, продолжает «Гагауз-инфо». «Победа означает и то, что у нас появится много работы, но мы справимся. Как я и говорил, команда будет представлена в Доме культуры. Все будет прозрачно, как я и обещал», — сказала Сергей Анастасов.

Известный гагаузский общественный деятель Леонид Добров назвал итоги местных выборов в муниципии Комрат «началом новой эры взаимоотношений городской мэрии с Исполкомом и башканом Гагаузии», пишет «Гагауз-инфо». По словам Доброва, одержанная Сергеем Анастасовым победа на выборах в Комрате — «кардинальная, и даже знаковая». «Отныне все уверены, что больше никто не будет противопоставлять столицу Гагаузии город Комрат против башкана Гагаузии и Исполкома, как это случалось все 8 лет правления Формузала и Дудогло», — заявил Леонид Добров.

Общественный деятель подчеркнул, что «все верят, что начинается новая эра во взаимоотношениях между местными и автономными властями, когда все вопросы будут согласовываться не на митингах, а в кабинетах», продолжает «Гагауз-инфо». Добров уверен: Сергей Анастасов «сможет изменить экономическое состояние Комрата, решит вопросы воды и канализации в городе, сможет выложить везде нормальные дороги и тротуары, откроет новые рабочие места и благоустроит пойму реки Ялпуг».

Мэром гагаузской столицы, напомним, стал известный предприниматель Сергей Анастасов, пишет «Гагауз-инфо». Во втором туре он одолел бывшего мэра Николая Дудогло с разницей в более чем тысячу голосов. Сергей Анастасов, по данным ЦИК страны, набрал в свою поддержку 6357 голосов избирателей (55,39 процента), тогда как его оппонент лишь 5119 голосов (44,61 процента).

Экс-депутат парламента Молдавии Петр Влах, вошедший в муниципальный совет Комрата, объяснил, какими принципами руководствуются жители Гагаузии, идя на выборы, пишет Gagauz Media. Он считает, что убеждающим фактором для избирателей автономии является пророссийский вектор партии. «Если Гимпу сегодня появится на политических билбордах в Гагаузии рядом с Путиным, то я вас уверяю, что Либеральная партия в следующие выборы возьмёт 57% в Гагаузии (на выборах в парламент Молдавии в ноябре 2014 года Партия социалистов, билборды с фотографией лидеров которой с Путиным были развешаны по всей Молдавии, получили по Гагаузии 57% голосов — прим. ИА REGNUM). У нас нет партии, за которую бы гагаузы голосовали. У нас в Гагаузии голосуют за Россию, а не за партию — бывшие коммунисты, потом социалисты и тому подобное. Здесь не надо придумывать велосипед, который уже есть», — отметил Влах.

Общественный деятель Леонид Добров в свою очередь полагает, что местные выборы показали расхождение путей лидера Партии социалистов Игоря Додона и башкана Ирины Влах, которая хоть и была избрана при поддержке ПСРМ, но не захотела быть «игрушкой в руках Додона», продолжает Gagauz Media. Добров заметил, что на местных выборах Влах объявила о своей аполитичности и пообещала не поддерживать ни одного из кандидатов. «Она почти сдержала обещание», — отметил он. Приставка «почти», по словам Доброва, касается случая, когда «шёл концерт, и рядом с Влах находился один из претендентов на пост мэра». «Но дальше она не пошла», — добавил общественник.

Добров утверждает, что на местных выборах Влах не хотела быть «игрушкой в руках Додона», пишет Gagauz Media. «Ирина Влах всего несколько месяцев находится на посту. Если бы она с первого дня ринулась в новый бой, то она бы проиграла существенно. Интуитивно она почувствовала впереди некую политическую неясность и то, что Игорь Додон опять присвоит себе эту победу. Она не хотела быть игрушкой в руках Додона, чтобы он опять мог подтвердить свой «геройский» статус».

Что же касается тесного сотрудничества ПСРМ и Ирины Влах на башканских выборах, то Леонид Добров заявил, что тогда была совсем иная политическая ситуация, продолжает Gagauz Media. «Тогда Влах сама баллотировалась. Она была центровой фигурой, на которую обращала внимание Россия. Влах была вынуждена сделать эти шаги, чтобы РФ поставила на нее. С политической точки зрения она сделала правильный шаг в тот момент. Все кандидаты на башканских выборах хотели получить поддержку России. К сожалению, получила только она. На тот момент ей выгодна была поддержка России, Партии социалистов», — утверждает Леонид Добров.

Более того, по словам общественного деятеля, самой ПСРМ было выгодно поддержать кандидатуру Ирины Влах, пишет Gagauz Media. «Если Додон поддержал бы кого-нибудь другого, то проиграл бы. Тогда Россия повернулась бы к нему бы спиной. У них интересы совпали. Теперь же играют другие политические силы и другие направления. Теперь каждый принимает собственные решения», — сказал Добров.

Что касается выборов в Комрате, то, по мнению Доброва, итоги выборы — в пользу города, продолжает Gagauz Media. Николая Дудогло, считает Добров, подвели «попытки подняться по политической лестнице». «Всё-таки, какой бы ни был золотой Николай Харлампиевич [Дудогло], но он своим поведением, когда перемещался из одной партии в другую, успел надоесть народу. Народ не такой глупый, как кажется иногда политикам. Выбор Анастасова — это был идеальный вариант на данный исторический момент», — заявил Добров.

По его словам, Николай Дудогло предпринимал очень много попыток перехода от одной политической крайности к другой: от Запада к Востоку, от Востока к Турции и т.д., пишет Gagauz Media. «Это всё приносит народу усталость, народ хочет иметь градоначальника, хозяйственника, чтобы в перспективе он не метил в президенты или в башканы, или на другие политические высоты. Народу хочется спокойно работать с этим мэром четыре года, может, чуть больше, и чтобы он занимался дорогами, канализацией, водопроводом, а все эти высокие материи не ставил бы их во главу угла. Мы помним, сколько скандалов было между Николаем Харлампиевичем и башканом Формузалом, сколько скандалов с кишинёвскими властями в результате его правления. Этому всему рано или поздно приходит конец, даже Бог устаёт от лживых политических деятелей», — заключил Леонид Добров.

Экспорт в Россию: «Снятие российского эмбарго для гагаузских производителей превратилось в мошенничество»

Более активное участие Минсельхоза и правительства Молдавии в диалоге с Москвой могло бы помочь молдавским виноделам вернуться на российский рынок, пишет издание «Единая Гагаузия». Такое мнение высказал депутат парламента РМ, председатель общественного движения «Единая Гагаузия» Фёдор Гагауз в рамках участия во втором Черноморском форуме виноделия, который проходил 2−3 июля в Краснодаре.

Парламентарий напомнил, что за последний год руководство Гагаузской автономии наладило тесное взаимодействие с российскими санитарными службами, в результате чего группа винодельческих предприятий региона получила доступ на российский рынок, продолжает «Единая Гагаузия». «Проводилась активная политика по решению существующих проблем. Было налажено взаимодействие с Роспотребнадзором, определён алгоритм возвращения на российский рынок, и для многих предприятий открылась реальная возможность восстановить свои экспортные позиции», — отметил Гагауз. По мнению политика, позитивные изменения могут коснуться не только виноделов, работающих на территории Гагаузии. Однако для этого необходимо «более активное участие Министерства сельского хозяйства и в целом правительства РМ».

Обещания по снятию российского эмбарго для гагаузских производителей превратилось в мошенничество, поскольку лишь избранные предприятия получают разрешение на экспорт своей продукции в Российскую Федерацию, пишет Gagauz.md. Как заявил муниципальный советник Комрата, бывший депутат парламента Молдавии Петр Влах, в качестве примера можно привести целый ряд предприятий, которые сейчас не могут поставлять свой товар в РФ. «Мне лично не нравится то, что Гагаузию превратили в плацдарм испытания и рычаг давления на центральные власти или же разделение общества на «своих» и «чужих». Мне не нравится то, что на сегодняшний день не все предприятия Гагаузии, которые захотели участвовать в конкурсе на поставку продукции на территорию Российской Федерации, имели шанс выиграть. Не все имеют доступ, чтобы участвовать в так называемом конкурсе, итоги которого заранее известны», — отметил Петр Влах.

Он привел в пример предприятие Tomai-Vinex, продолжает Gagauz.md. «Они поставляли в Россию вино, они даже прошли всё, что положено по ГОСТу, что требует Роспотребнадзор, но почему-то, доехав до границы, их продукцию не пускают. Если руководство автономии взяло на себя такую ношу, если они решают вопросы по перевозке продукции на территорию Российской Федерации, то в таком случае они должны быть прозрачными для всех предприятий, а не только для их избранных предприятий, не нужно делить на «своих» или «чужих», — считает муниципальный советник.

Также бывший депутат упомянул одну из «мощнейших компаний по переработке овощей и фруктов на юге Молдавии — Basarabia Agro», пишет Gagauz.md. «Ее директором является депутат Народного собрания Сергей Чимпоеш. Компания перерабатывает в год до тридцати-сорока тысяч тонн яблок, производит соки, пюре и прочее, обладает около тысячей гектаров яблоневых садов. Получается, что он сегодня не получил разрешения на вывоз своей продукции в Российскую Федерацию, а холодильник (имеется в виду другое предприятие — Unit-Olimp, которому разрешены поставки в РФ — прим. ред), который ничего не имеет и сохраняет продукцию, фасует, может, перебирает, они получили разрешение на ввоз своей продукции на территорию Российской Федерации», — удивился Петр Влах.

Ранее ряд СМИ усмотрели мошеннические действия в обещаниях по снятию эмбарго для гагаузских производителей, продолжает Gagauz.md. Журналисты выяснили, что не все компании имеют одинаковый доступ на российский рынок, несмотря на соответствие стандартам качества. Это связанно с тем, что этим «делом» руководит советник башкана Ирины Влах по внешнеэкономическим связям Юрий Якубов. В качестве примера приводится все та же Tomai-Vinex. Так, часть продукции предприятия была остановлена на границе, несмотря на то, что соответствует всем фитосанитарным нормам Россельхознадзора. При этом компания Tomai-Vinex уже на протяжении многих лет без проблем экспортирует свою винную продукцию в Российскую Федерацию. Но проблему экспорта винной продукции из Гагаузии в итоге решает не федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ, а Юрий Якубов, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: В сентябре 2013 года Роспотребнадзор полностью прекратил импорт в Россию молдавской алкогольной продукции из-за ее несоответствия требованиям безопасности. Позже, в марте 2014 года Роспотребнадзор вывел из-под действия эмбарго отдельные винодельческие предприятия Гагаузии. Власти Молдавии, которая остается под действием «винного эмбарго», назвали решение Роспотребнадзора «политическим». В июне-июле 2014 года Роспотребнадзор и Россельхознадзор запретили ввоз на территорию России молдавского мяса, фруктов и овощных консервов, обосновав эти меры несоблюдением норм безопасности. Молдавские власти также назвали данные действия «политическими» и связали их с подписанием Молдавией 27 июня 2014 года соглашения об ассоциации с ЕС. Позже Россельхознадзор снял эмбарго для предприятий Приднестровья, а также ряда предприятий Молдавии и Гагаузии. При этом в список предприятий, для которых снимались запреты, попали исключительно компании, близкие к Партии социалистов Молдавии, которых Москва открыто поддержала на парламентских выборах 2014 года и на башканских выборах в Гагаузии 2015 года. По данным молдавских СМИ, именно социалисты, а не специалисты Россельхознадзора, занимались составлением списка предприятий, которым открывался доступ на российский рынок, что косвенно подтвердило само руководство ПСРМ, периодически хвастающее тем, как оно «решает проблемы» молдавских предприятий и граждан, которые «обращаются за помощью» к партии. Аналогичным образом молдавские партнеры Кремля с помощью своих связей в Федеральной миграционной службе РФ «решали проблемы» молдавских граждан, получивших запрет на въезд в Россию по причине нарушения российского миграционного законодательства и совершения на территории России различных правонарушений.