Королевский военно-морской флот Таиланда объявил о намерении закупить за рубежом три подводные лодки. Стоимость заказа должна составить 39 млрд бат, а межправительственный контракт предлагается заключить с Китаем. Об этом 2 июля заявил главком ВМФ адмирал Краисорн Чансуванич.

Решение о закупке подводных лодок было предложено после поездок членов специально сформированного комитета в шесть стран, имеющих подводные лодки на вооружении. Четырнадцать членов комитета выступили за закупку китайских подводных лодок, в то время как два члена комитета выступили за приобретение субмарин в Германии и один — в Швеции.

Адмирал не скупился на похвалы в адрес китайских подводных лодок. По его словам, это будет мудрое решение, которое оптимально увеличит возможности Таиланда в условиях бюджетной экономии. «Если бы мы имели дело с другими странами, на такие деньги мы купили бы всего две лодки», — объяснил адмирал.

По его словам, китайские субмарины будут абсолютно новыми, и потребуется пять-шесть лет на то, чтобы их построить. В течение двух лет за строительством будут наблюдать офицеры ВМС Таиланда, для которых это станет довольно сложной задачей, учитывая новизну технологий. Больше того, тайским морякам придется пройти специальную трехлетнюю подготовку, чтобы 50 членов экипажа были полностью способны выполнять поставленные перед ними задачи.

Подчеркивая преимущества китайских подводных лодок, адмирал сообщил, что Китай — единственная страна в мире, которая делает подводные лодки с пропульсивной системой, независимой от воздуха. Такая система позволяет лодке погружаться без всплытия на период до 21 дня, в то время как не имеющие такой системы немецкие и южнокорейские лодки вынуждены всплывать на поверхность каждые 5−6 дней и поэтому могут быть легко обнаружены со спутников. Единственная ложка дегтя, по словам адмирала, — это клеймо «Сделано в Китае», которое не всегда означает хорошее качество. Тем не менее он сообщил, что не хотел бы сейчас развивать эту тему. По его словам, как только кабинет министров одобрит покупку подводных лодок, будут даны ответы на все вопросы и сняты все беспокойства. Он также заметил, что не следует искать в этой сделке следы отраслевого лоббизма, потому что ВМФ работает под руководством кабинета министров, и это — выполнение одного из его поручений.

Новость о покупке субмарин сразу вызвала критику у ряда общественных деятелей страны. Ситуацию осложняет еще и специфическое отношение в политической элите к правительству генерала Прают Чан-оча, который пришел к власти в результате военного переворота и только затем принял меры по легитимации своей власти — в частности, добился своего назначения премьером через парламент. Тем не менее правительство работает сегодня под жестким контролем военных, что дает повод таиландским политикам сделать вывод о том, что любое пожелание вооруженных сил тут же будет им с готовностью исполнено.

Бангкокская The Nation в этой связи опубликовала эмоциональную редакционную статью, в которой критикуется сама идея покупки подводных лодок. Главный посыл газеты состоит в следующем: страна спокойно жила без подводных лодок больше пятидесяти лет — зачем они нам вдруг понадобились теперь? А фраза адмирала Краисорна Чансуванича о том, что субмарины относятся к числу стратегических оборонительных вооружений и нужны Таиланду, чтобы уравновесить его возможности с соседними странами, вызвала следующий саркастический комментарий: «Можно оправдать наличие филиппинских подводных лодок, учитывая непосредственные столкновения этой страны с Китаем в Южно-Китайском море. Но с какими таким современными врагами оказался лицом к лицу Таиланд? Нам что, угрожают вторжением Камбоджа и Мьянма? Или нужно противодействовать мощи Малайзии или Индонезии? Может, пиратство стало такой проблемой, что нам понадобились торпеды? Может, субмарины помогут нам на дальних направлениях для того, чтобы покончить с торговлей людьми в Андаманском море? И как могли бы подводные лодки защитить наши рыбные запасы в ситуации, когда тайские суда должны проникать в территориальные воды других государств, чтобы обеспечить нормальный улов?»

Газета видит элемент неуважения со стороны военных к обществу в том, что они даже не потрудились объяснить, зачем им вообще понадобились подводные лодки. Например, вице-премьер и министр обороны генерал Правит Вонгсуван затруднился ответить, как Таиланд выиграет от приобретения субмарин, сообщив лишь, что, по его мнению, у Таиланда собственные подводные лодки все-таки должны иметься. А оправдание планируемой сделки тем, что у других стран такие лодки уже появились, не выдерживает никакой критики. По мнению газеты, налицо «расточительная капитализация военными мифа о необходимости взаимного сдерживания в отношениях между народами». «Мы должны услышать нечто большее, чем риторику о необходимости идти в ногу с соседями. Их потребности значительно отличаются — им нужно контролировать гораздо больше водного пространства», — отмечается в статье.

Автор приводит примеры предыдущей расточительности военных. Флагман королевского флота, вертолетоносец HTMS Chakri Naruebet, необходимость которого в свое время рьяно защищали военные, сегодня, по словам газеты, почти не используется и превратился в «белого слона» (в данном случае газета отсылает к общеизвестной традиции древних тайских королей дарить белых слонов в качестве очень почетного подарка тем своим придворным, которых они хотели разорить, поскольку содержание белого слона стоило дорого). Или закупленный за большие деньги дирижабль, который, по замыслам военных, должен был отслеживать передвижение групп сепаратистов на юге страны — там, где большая часть территории покрыта густыми джунглями.

Газета напоминает, что в свое время правительство Йинглак Чиннават было в шаге от того, чтобы принять аналогичное решение по подводным лодкам. Но когда Йинглак увидела счет за покупку субмарин, она решила в условиях тяжелой финансовой ситуации отложить этот вопрос. Тем не менее сегодня такая сделка, скорее всего, будет правительством одобрена.

«Таиланд с его относительно ограниченными территориальными водами и истощенными морскими ресурсами более чем в состоянии контролировать свою территорию с помощью кораблей береговой охраны и патрульных катеров. Такие утверждения, конечно, взбесят тех, кто в своих мечтах грезит о высокотехнологичных способах ведения войны, но зато все остальные будут себя чувствовать гораздо более комфортно», — заключает газета.