В Комрате торжественно отметили 17-летие собственной конституции, которая не исполняется властями Молдавии

«Принятие Уложения (конституции) Гагаузии стало важной вехой в становлении и развитии автономии», — заявила, как сообщили 15 мая корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе башкана Гагаузии, глава автономии Ирина Влах на торжественном заседании в Комрате, посвященном 17-летию со дня принятия Уложения Гагаузии.

«Это очень серьезный, фундаментальный законодательный акт, который и сегодня не утратил по своему содержанию актуальности и юридической силы. Возможно, есть определенные изменения, которые следует внести, но в целом этот документ отвечает потребностям сегодняшнего дня, и хотелось бы, чтобы представители центральной власти так же трепетно относились к нему, как и мы», — сказала Влах.

Первый президент Гагаузской республики Степан Топал высказал мнение, что назрела необходимость внесения изменений в Уложение, но их следует вынести на всенародное обсуждение. «Наше Уложение — это наш курс, по которому мы должны идти. Мы принимали его 17 лет назад, и сегодня есть определенные неувязки в Уложении. Необходимо изучить их и вносить изменения, предварительно обсудив их с народом», — считает Топал.

В свою очередь первый председатель Верховного совета Гагаузской республики Михаил Кендигелян подчеркнул, что Уложение автономии четко регламентирует в том числе деятельность на территории региона политических партий, а также вопрос гражданства Гагаузии. «Там указано, что граждане Гагаузии одновременно являются и гражданами Республики Молдова. У нас должны быть собственные удостоверения личности… Жизнь течет и меняется, и мы хотим стать составной частью федеративной Республики Молдова. Нужно к этому готовиться», — подчеркнул Кендигелян.

«17 лет назад у нас появилась своя конституция, — заявил действующий председатель Народного собрания Дмитрий Константинов. — Люди, которые разрабатывали наше Уложение, думали о том, чтобы у нашего народа были мир, порядок и спокойствие, чтобы мы развивались политически и экономически. Но Уложение, как мы видим, не исполняется молдавскими властями. Мы постараемся дипломатическим, мирным путем достичь его исполнения». Спикер подчеркнул, что «жизненно необходимо и далее укреплять статус автономии».

Депутат парламента Молдавии Федор Гагауз выразил уверенность в необходимости «более серьезных конституционных гарантий статуса Гагаузии». «Мы должны ясно понимать, что без достаточного конституционного закрепления полномочий автономии, без соответствующих конституционных гарантий, всегда будет риск урезания статуса Гагаузии» — сказал Гагауз.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».