Таджикские НПО хотят привлечь к ответственности российских чиновников — СМИ
Москва, 15 мая, 2015, 12:53 — ИА Регнум. Представляющие интересы таджикских мигрантов НПО отмечают рост коррупции и бюрократии после принятия в России нового миграционного законодательства
Участники общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» собирают подписи под обращением к российским властям, в котором содержится требование о пересмотре новых миграционных правил, начавших действовать в России с 2015 года. Об этом говорится в статье «Таджикские мигранты против миграционных правил России», опубликованной на сайте «Русской службы Би-би-си».
Также активисты хотят привлечь к ответственности чиновников российских госструктур, от действий которых, как утверждают авторы обращения, пострадало свыше 800 тыс. таджикских мигрантов.
По словам лидера движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова, ранее правительства России и Таджикистана подписали межгосударственное соглашение, которое должно было облегчить положение таджикских гастарбайтеров, трудящихся на российской территории, но на деле только ухудшило ситуацию. «Власти ввели в заблуждение миллионы простых мигрантов, для которых заработок в России стал практически единственным способом получения денег», — сказал он.
Наибольшее число претензий звучит в адрес госучреждения «Многофункциональный миграционный центр», призванного упростить процедуру получения патентов иностранными гражданами.
«Созданный многофункциональный центр не решает наших проблем, а создает лишнюю бюрократическую цепочку. Нас обманули. Эти льготы нам ничего не дали. Российские власти сначала объявили, что полученные в прошлом году патенты действительны, но после нового года решение отменили. Мигранты сталкиваются с невероятными трудностями. При этом таджикские власти знают о сложном положении рабочих, но не предпринимают никаких мер», — подчеркнул президент российской некоммерческой организации «ЭТМОС» Каримджон Еров.
Каромат Шарипов отметил, что для получения разрешения на работу на территории России таджикские мигранты сдают тест на знание русского языка, проходят медкомиссию, покупают страховой полис и патент. На все это они тратят не менее 30 тысяч рублей. У многих таджикистанцев таких денег нет, и потому они вынуждены брать кредиты.
«Мигрант надеется после всего этого получить работу, однако никто не гарантирует ему, что она будет. Поиском он занят самостоятельно. Те, кто писал новые миграционные законы, знали, что редкий работодатель будет документально оформлять трудовые отношения с мигрантом. Невыгодно. Их не интересовал вопрос, откуда безработный возьмет 30 тысяч рублей», — добавил он.
Активист считает, что именно бюрократия и нерешенность миграционных вопросов приводит к тому, что гастарбайтеры из стран Средней Азии от безысходности и безденежья поддаются на уговоры эмиссаров из ИГИЛ и других радикальных исламистских движений и уезжают воевать на стороне террористов в Сирию, Афганистан и Ирак. И это явление угрожает безопасности не только стран — доноров дешевой рабочей силы, но также самой России.
Между тем, директор российского Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев высказал иное мнение относительно нового миграционного законодательства России, назвав его намного более прогрессивным и действенным в плане искоренения коррупционных проявлений в системе контроля над миграционными процессами. Негативные же моменты, подчеркнул российский аналитик, возникли из-за того, что госорганы России оказались не готовы к столь большому потоку трудовых мигрантов.
«Хотели уменьшить коррупцию, убрать посредников. Мигранты должны теперь платить государству. Но возник другой вид коррупционной схемы — продажа места в очереди. В этом нет злого умысла властей, просто они оказались неподготовленными к новым правилам, которые сами же приняли. Необходимо создание дополнительных центров. Важно понимать, что посредники, для которых мигранты были способом заработка, сейчас активно пытаются внедриться в систему, чтобы продолжать наживаться на гастарбайтерах», — подытожил эксперт.
ИА REGNUM напоминает, что, согласно официальным данным Нацагентства по статистике Таджикистана, в настоящее время на территории России трудятся около 500 тыс. граждан этой республики, по неофициальным — от 1,2 млн до 1,5 млн. Ежегодно таджикские трудовые мигранты перечисляют на родину свыше $3 млрд, что соответствует почти 40% ВВП Таджикистана.