Новые крестоносцы идут в Иерусалим
Израиль, 8 мая, 2015, 14:09 — ИА Регнум. Ватикан призывает к созданию на Ближнем Востоке светских государств
На днях в итальянском городе Бари община Святого Эгидия провела представительную конференцию, где обсуждалось будущее христианства на Ближнем Востоке. На ней с программным докладом выступил глава ватиканской дипломатии, секретарь Святого престола по отношениям с государствами кардинал Пол Галлахер. Он подчеркнул необходимость соблюдения в регионе свободы совести и вероисповедания, которая «включает свободу менять свою религию». При этом монсеньор отметил важность концепции гражданской нации как точки отсчета для обеспечения прав всех меньшинств. Галлахер указал на «фундаментальный вопрос», который исламский мир, к сожалению, пока не готов обсуждать, а именно — отношения между религией и государством. «Неразрывная связь между религией и политикой, отсутствие различия между гражданской и религиозной сферами осложняет жизнь немусульманских меньшинств, в частности, христиан», — заявил дипломат, поэтому Ближнему Востоку нужно помочь, чтобы там «созрела» идея об отделении религии от государства. С кардиналом солидаризовался патриарх Коптской католической церкви Ибрагим Исаак Сидрак, который также признал опасность того, что «арабская нация» до сих пор отказывается принять модель формирования гражданского общества на основе светских и демократических ценностей, основанного на равенстве.
Интересно тут то, что церковные лидеры заговорили именно о светских демократических ценностях, которые вроде бы взяла своими лозунгами «арабская весна». Но этот проект, начатый американцами в начале 2010-х годов, вызвал и вызывает до сих пор негативную реакцию у Ватикана и его союзников на Ближнем Востоке. Проблема здесь для «христианского альянса» в том, что «арабская весна» не просто не достигла декларированных целей, а, похоже, изначально не собиралась их выполнять, став промежуточным этапом в процессе перехода от авторитарных светских режимов к исламистским, крайний воплощением которого сегодня можно назвать «Исламское государство». Поэтому накануне самых первых переворотов ближневосточные христиане оказались в сложной ситуации. С одной стороны, они понимали необходимость перемен в «застывших» на десятилетия тоталитарных обществах. С другой стороны, меньшинства догадывались, что неуправляемый стихийный процесс приведет к опасным и непредсказуемым последствиям для них. В итоге христиане региона оказывались в той ситуации, когда «революционные силы» воспринимали их в качестве сторонников старой диктаторской власти, по словам патриарха Сидрака, «тиранических и продажных правительств». Но что им оставалось делать, когда, как замечает главный редактор католического журнала «La Civiltà Cattolica» отец-иезуит Антонио Спадаро, авторитарные режимы старались «ограничить или даже подавлять экстремистские тенденции в исламе» и позволили в регионе «сохранять более или менее христианское присутствие, иногда с предоставлением некоторых привилегий».
После дискредитации «арабской весны» и исламистских проектов для христиан Ближнего Востока появляется шанс на создание демократических светских государств, в которых государство и религия не будут тождественны друг другу. Так, халдейский католический патриарх Рафаэль Луи Сако приводит в пример «гражданскую и светскую Турцию, надеясь, что эта страна будет следовать своим современным принципам», в соответствие с которыми власти отделяют религию от политики и придают значение лишь «общей национальной» идентичности. В этом патриарх видит реализацию слов Иисуса Христа, просившего отдавать «кесарю кесарево, а Богу Богово». Вот почему было бы очень желательно, чтобы арабские страны последовали действиям властей Туниса и Палестинской автономии, которые удалили из паспортов графу с указанием религиозной принадлежности. Следует отметить еще одну важную деталь. В представлении Ватикана и его союзников на Ближнем Востоке светское государство — это не секулярное государство, которое преследует религиозные организации, вытесняет сакральное из общественного пространства и игнорирует мнение и ценности верующих. Поэтому Европа вряд ли станет для них ориентиром.