Консервативная партия Великобритании получит хоть и незначительный, но всё же перевес против своих главных соперников — лейбористов, и с помощью других партий сможет сформировать правительство. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 8 мая заявил директор ИГСО Борис Кагарлицкий, комментируя результаты экзит-поллов, полученных после закрытия избирательных участков в Великобритании, где состоялись парламентские выборы.

«В значительной мере результат, который, согласно экзит-поллам, демонстрирует Консервативная партия Великобритании, неожиданный, поскольку все прогнозисты предсказывали так называемый „подвешенный парламент“, а в итоге тори получат хоть и небольшой, но всё же — перевес. Этого перевеса может быть достаточно для того, чтобы сформировать либо однопартийное правительство, либо правительство, пользующееся поддержкой депутатов из нескольких партий — прежде всего, Демократической юнионистской партии и Юнионистской партии Ольстера. Думаю, этого будет достаточно для того, чтобы набрать необходимое количество голосов и сформировать кабинет», — сказал Кагарлицкий.

Однако же, по его словам, успех тори может стать головной болью для них самих: «Для тори это неожиданно хороший результат, и он, как ни странно, является для Дэвида Кэмерона больше проблемой, нежели достижением, потому что теперь ему придётся выполнять предвыборные обещания, от которых он мог бы уклониться. А, как мы знаем, самое рискованное для консерваторов и самое интересное обещание — это референдум по вопросу членства Великобритании в Евросоюзе, причём, судя по настроениям в обществе, есть большой шанс, что большинство населения страны проголосует против членства в ЕС».

Кагарлицкий напомнил, что, помимо статуса Великобритании в ЕС, консерваторы обещали поднять ещё ряд вопросов: «Второй пункт, от которого тори тоже были бы рады уклониться, но теперь не уклонятся — это их обещание во время референдума в Шотландии о федерализации Великобритании, то есть, превращения Соединённого Королевства в федерацию из трёх-четырёх частей. Кроме того, есть целый ряд других вопросов, по которым не исключено проведение политических реформ — в частности, вопрос о переходе к пропорциональной избирательной системе, который муссируется в стране уже лет 20. При сложившихся политических обстоятельствах этот вопрос вновь может всплыть, хотя это менее вероятно. Наиболее весомы именно первые два обещания, а по третьему вопросу откладывали решение в течение десятилетий, но теперь, возможно, оно уже будет принято под давлением обстоятельств».

Эксперт уверен, что причиной поражения лейбористов на прошедших выборах является их поведение в период референдума в Шотландии: «Прежде всего, успех тори связан с тем, что именно лейбористы потерпели катастрофическое поражение. Они утратили свои позиции в Шотландии. Напомню, во время шотландского референдума и лейбористы, и консерваторы выступали как единая политическая сила, поскольку и те, и другие были против развала государства. Как результат, лейбористы стали просто не видны: мол, непонятно, чем отличаются лейбористы от консерваторов. По этой причине всё оппозиционное и протестное голосование ушло к Шотландской национальной партии».

Глава ИГСО подчеркнул, что успех Шотландской национальной партии также принёс для неё новые проблемы: «Они стали одной из крупнейших общебританских партий, и теперь им придётся заниматься общебританской политикой, что, в свою очередь, приведёт к тому, что в Шотландии их позиции могут пошатнуться. Но в любом случае это перераспределение голосов от лейбористов к шотландским националистам в рамках сложившейся системы сработало на консерваторов».

Вместе с тем, по его мнению, британско-российские отношения не претерпят существенных изменений: «Линейка взаимоотношений с Россией будет выстраиваться так же, как и раньше. Но если бы к власти пришли лейбористы — это бы тоже ничего не изменило, поскольку они в большей степени идут в фарватере Евросоюза, чем тори. Консерваторы в каких-то случаях могут взбрыкнуть и высказаться против Брюсселя, тогда как лейбористы, находясь у власти, полностью выполняли бы все указания из штаб-квартиры ЕС. Собственно, это вообще главное различие между партиями, которое хоть как-то можно проследить на уровне серьёзной политики».

Согласно данным экзит-поллов, правящая Консервативная партия Великобритании одерживает победу на прошедших в стране парламентских выборах. Консерваторы, лидером которых является премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, могут занять на 77 мест больше, нежели их главные соперники — представители Лейбористской партии, которым, как ожидается, достанется 239 мест. Политологи не исключают, что лидер лейбористов может подать в отставку сразу после оглашения официальных данных.