Нефть и спорт: чем известны регионы России за рубежом:
Москва, 25 апреля, 2015, 06:18 — ИА Регнум. Российские регионы известны зарубежному читателю либо в связи со спортивными событиями, либо по крупномасштабным проектам ТЭК
К таким выводам пришли эксперты аналитического агентства «Смыслография» и компании DowJones, качественно и количественно проанализировав упоминания субъектов России в англоязычной медиасфере в 2014 году. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 25 апреля, в агентстве.
По итогам прошлого года самыми известными за рубежом российскими регионами стали Татарстан, Пермский край, Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская область, Мордовия, Тульская и Томская области, Краснодарский и Приморский края. Москва в силу статуса, а также Крым и Севастополь за неимением информации предыдущих лет в исследовании не участвовали.
Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ, прежде всего, в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области ТЭК. Это особенно справедливо в отношении к лидерам рейтинга, которые, стоит отметить, с момента прошлого исследования поменялись. По сравнению с предыдущим годом только Тульская область и Мордовия удержались в топ-10.
Лидерство Татарстана эксперты связывают, главным образом, со спортивными событиями — как текущими, так и перспективными. Это выступления футбольного клуба «Рубин», проведение в 2015 в Казани чемпионата мира по водным видам спорта, а также матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вообще, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий, отметили исследователи, для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 года ознаменовался выходом региональной команды в высший дивизион отечественного футбола («Мордовия», «Арсенал»). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В ситуации с Тульской областью в англоязычных СМИ обратило на себя внимание строительства автомобильного завода GreatWallMotor.
Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, пришли к выводу эксперты «Смыслографии». Он интересен англоязычным медиа за счет сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание — спорта и нефти. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала территории зарубежные СМИ не преминули коснуться темы проходившего в регионе чемпионата мира по шахматам и ежегодного этапа кубка мира по биатлону.
То же самое можно сказать о Самарской области (футбольная команда которой, впрочем, покинула премьер-лигу по итогам сезона 2013-2014 годов) и о непосредственно примыкающему к ведущей десятке Башкирии (11-я строка рейтинга), где наряду с приходом футбольного клуба «Уфа» в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании «Башнефть».
Синонимами российского ТЭКа за рубежом выступают Сахалинская область и Приморский край. Они упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалина-1», «Сахалина-2», «Владивосток-СПГ». Наряду с добычей зарубежные медиа обращают внимание на экспорт — нефтепродуктов из Сахалинской области, сжиженного природного газа — из Приморья.
Лидером политической повестки по итогам 2014 года стала Калининградская область. Она потеряла место в топ-10 в связи с увеличением материалов негативного характера, в которых регион увязывается с «военной угрозой России», нарушением воздушного пространства Евросоюза, отказом РФ от соглашения с Литвой о взаимных военных инспекциях, проводившихся на российской территории именно в Калининградской области.
«Обращает на себя внимание, что по итогам 2014 года в десятке лидеров рейтинга не осталось ни одной столицы федерального округа, — прокомментировал результаты исследования директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев. — Это фиксация наметившейся тенденции, что во взаимодействии с зарубежным информационным полем административный ресурс не является решающим. Северо-Западный округ не стал исключением. Санкт-Петербург второй год оказывается за чертой первой десятки, несмотря на заметный поток новостей о Международном экономический форум в СПб, играх „Зенита“ в российской Премьер-Лиге и Лиге Европы. Зарубежное информационное поле Северной столицы, как показало исследование, продолжает находиться под негативным прессом темы борьбы с ЛГБТ и отдельных сообщений о сокращениях и падении прибыли на промышленных производствах».
«На третьем месте среди Северо-Западных регионов оказалась Мурманская область, главное внимание к которой и основной прирост позиций обеспечила новость, что в Мурманске был пришвартован арестованный литовский рыболовный траулер JurosVilkas, капитан которого был обвинен в вылове рыбы в территориальных водах России. Самый укомплектованный зарубежными и российскими нефтяными компаниями, включая Газпромнефть, ЛУКойл и Роснефть, Ненецкий автономный округ второй год занимает скромное место ровно посередине списка отечественных регионов по представленности в зарубежных медиа, не очень активно рассказывая о своих инвестиционных и производственных достижениях — отметил эксперт, — примечательно также, что в 2014 году в Архангельской области выделялась не традиционная тема работы порта, а сообщение, что ЛУКойл начнёт здесь разработку алмазных месторождений в регионе. В большинстве своем регионы СЗФО улучшили за год свои позиции в таблице, и по среднему рангу рейтинга Северо-Западный округ занимает 5 место среди федеральных округов».
Усилия по продвижению регионов должны носить регулярный характер, в противном случае высока вероятность серьезной утраты позиций, пришли к выводу авторы исследования. «Показателен пример Алтайского края, потерявшего 41 позицию за год. В 2014 году Алтайский край фактически не занимался собственным продвижением в англоязычном медиаполе и занял 77 место из 82 регионов, значительно снизив тем самым эффективность своей во многом образцовой работы по созданию инвестиционной и туристической привлекательности» — констатировал Владислав Шулаев.
Результаты рейтинга за 2014 год вытекают из наметившихся ранее тенденций, отмечают исследователи. «Информационно-имиджевый импульс, который дальневосточныетерритории получили благодаря саммиту АТЭС 2012 г., по-прежнему находит отражение в глобальном информационном пространстве. Устойчиво высокие позиции Сахалинской области и Приморского края указывают на понимание англосаксонскими СМИ важности и долгосрочности разворота России в тихоокеанском направлении», — отмечает Григорий Кислин, директор аналитического направления «Смыслографии»
Анализ имиджа российских регионов в англоязычном медиапространстве был проведен агентством «Смыслография» и DowJonesна основе публикаций топ-100 ведущих СМИ на английском языке. Среди них TheWallStreetJournal, DowJonesNewswire, TheEconomist, TheGuardian, WashingtonPost и др. Общий балл, присваиваемый каждой территории, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций.