Военный бюджет Саудовской Аравии и ОАЭ превысил критическую отметку

Наряду с энергетической безопасностью и нелегальной иммиграцией, торговля оружием — самая обсуждаемая внешнеполитическая тема в Германии. За последние пять лет ФРГ планомерно снижает присутствие на рынке вооружений. После создания в 2013 г. коалиционного правительства христианских демократов (ХДС/ХСС) и социал-демократов (СДП) эта тенденция усилилась. В коалиционном договоре трёх правящих партий зафиксировано: «Мы намерены поощрять стабильность не в последнюю очередь через новые инициативы по разоружению, а также сдержанную политику экспорта вооружений».

По статистике федерального правительства, в первой половине 2014 г. было выдано разрешений на сумму €2,2 млрд. За тот же период в 2013 г. их цена составляла около €3 млрд. В целом за последние два года немецкий экспорт упал на 22%. Доклад Стокгольмского института мира (SIPRI) позволяет судить о совокупной доле германского экспорта на мировом рынке: к 2014 году Германия (5%) уступила третье место по объёму проданного оружия Китайской Народной Республике (5%). Лидерство сохраняют США (31%) и Россия (27%). Уменьшение активности за рубежом характерно не только для ВПК Германии, но и второй экономики ЕС — Франции. Её доля сократилась за десять лет с 8% до 5%.

Изменения наблюдаются не только в объёмах продаж, но и иерархии клиентов Федеративной Республики. В начале 2013 г. наряду с США (2-е), Британией (3-я) и Израилем (5-й) в первую пятерку входили две страны Персидского залива — Катар (1-й) и Саудовская Аравия (4-я). В 2014 г. арабские монархии уступают лидерство Восточной Азии: Сингапуру, Южной Корее и Брунею. Зато Израиль теперь возглавляет список импортеров. На его долю приходится почти столько же, сколько на последующие четыре страны, вместе взятые.

В бундестаге растёт критика из-за сохранения высокого удельного веса развивающихся стран, поднявшегося с 50% до 62% за 2013-2014 гг. Скепсис вызван несколькими причинами. Во-первых, нарушением прав человека в странах-реципиентах. Так, в январе 2015 г. решением федерального Совета по национальной безопасности (СНБ) полностью заблокированы поставки в Саудовскую Аравию. Незадолго до этого в западных СМИ возросло внимание к делу саудовского блогера Раифа Бадави, приговорённого к телесному наказанию. Позднее в немецкой прессе появилась информация о том, что министр экономики Зигмар Габриель нарушает эмбарго. В апреле 2015 г. правительство выдало разрешение на продажу тренировочного оборудования типа Gladio. Левая партия (Die Linke) обвиняет министерство экономики в пособничестве авторитарным режимам. Депутат Йан ван Акен заявляет: «Это прекрасно, что в Саудовскую Аравию направлены не танки…. В страны, где попираются права человека, нельзя поставлять не только танки, винтовки, но даже винтики для ружья».

Так или иначе, ФРГ уменьшает поддержку военного комплекса Саудовской Аравии. Выходя за рамки внутриполитической конъюнктуры, можно понять, что такие перемены связаны не только с правами человека. Соединённые Штаты, союзник ФРГ по НАТО, встревожены усилением саудовцев на нефтяном рынке. В апреле добыча нефти в королевстве выросла до рекордного уровня — 10,3 млн баррелей в сутки. Кроме того, Эр-Рияд ведёт наступательную политику в регионе. Если в Сирии он пытался устранить режим Башара Асада деньгами и оружием, то в Йемене саудовцы пошли, что называется, в «лобовую». Собрав внушительную коалицию из арабских стран Персидского залива, Иордании, Марокко, Египта и Пакистана, с 25 марта саудиты бомбят позиции хуситов. Нефтяные и геополитически амбиции Эр-Рияда не вписываются в новую концепцию Вашингтона по увеличению собственного экспорта нефти, а также нормализации отношений с Тегераном. Оружейное эмбарго Германии против Саудовской Аравии — ещё один удар, нацеленный на то, чтобы «приструнить» неугомонного короля Салмана.

Критика вызвана ещё и тем, что Германия снабжает оружием «кризисные регионы». В «Политических принципах», регламентирующих военный экспорт, сказано, что «поставки в зоны военных действий, а также кризисные регионы исключены». Эти нормы особенно актуальны, когда решался вопрос о технической поддержке курдов и шиитов в Ираке. Оппозиция (левые и «зеленые») предупреждала, что военная техника может в конечном счете попасть в руки боевиков «Исламского государства». Зигмар Габриель отверг критику, заявив, что без значительной военной поддержки боевые действия могут привести к массовому уничтожению мирного населения. Было выбрано меньшее из двух зол. Курды получили поддержку. Под сомнение ставятся даже операции с традиционным союзником ФРГ — Израилем. В начале апреля СНБ одобрил приобретение пятой из шести подводных лодок для Тель-Авива, изготовляемых на заводе ThyssenKrupp. Есть опасения, что израильтяне могут модифицировать подлодки, укомплектовав их ядерными ракетами. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху не преминул окрестить это событие как «ясное послание против наших врагов» (т.е. Ирана — К.Г.).

Военная кооперация ФРГ с Израилем нисколько не тревожит Иран. Исламская республика, уверенная в том, что ничто не может сорвать переговоры по ядерной программе, прибегает к услугам российского ВПК. 13 апреля Кремль отменил действовавший с 2010 г. запрет на поставки зенитно-ракетных комплексов С-300. Нетаньяху не может похвастаться хладнокровием Хасана Рухани: «Израиль воспринимает как вопрос чрезвычайной тяжести продажу ракет С-300 из России в Иран в то время, как Иран наращивает агрессию в регионе и вдоль границ государства Израиль». Несмотря на протест Тель-Авива, Белый дом готов уступить и эту партию Тегерану. Представитель Государственного департамента США Мари Харф отметила: «Мы не думаем, что это (снятие Россией эмбарго — К.Г.) способно подорвать единую позицию на переговорах».

Сворачивание немецко-саудовского сотрудничества не останавливает гонку вооружений на Ближнем Востоке. Несмотря на эмбарго, Эр-Рияд не потерял статус мирового лидера по закупке военной продукции. Guardian со ссылкой на IHS Jane's Group пишет, что «в 2014 г. Саудовская Аравия обогнала Индию как крупнейший импортер оборонительной техники». В минувшем году королевство потратило свыше $6,4 млрд на оборонку. Вместе с Объединёнными Арабскими Эмиратами Эр-Рияд ввозит больше оружия, чем все страны Европы, вместе взятые. Примечательно, что, конкурируя с саудитами в нефти, Соединённые Штаты (35%) вместе с Великобританией (36%) остаются их главными подрядчиками. Британское издание указывает на параллель между ростом спроса на военную технику в странах с растущей экономикой и эскалацией конфликтов на Ближнем Востоке. Из десяти ведущих стран-потребителей четыре приходятся именно на этот регион. Среди них упомянутые выше Саудовская Аравия и ОАЭ, а также Турция и Пакистан. Каждая из них либо ведет открытую войну, либо же вовлечена в пограничный конфликт: СА и ОАЭ в Йемене, Пакистан с Индией. Близка к этому и Турция, учитывая нестабильность на её юго-восточных границах.

Канадские специалисты по вопросам войны и мира Ханна и Алан Ньюкомб провели исследования для выявления корреляции между оборонными затратами и вероятностью войн. Они пришли к выводу, что военный бюджет государств выше 4,63% — «критическая отметка», предвещающая начало военных конфликтов в течение следующих пяти лет. По этому показателю Саудовская Аравия и ОАЭ являются рекордсменами среди ведущих стран-импортеров. По данным SIPRI, 10% саудовского и свыше 5% бюджета эмиратов расходуется на оборонный комплекс. Некоторые политологи отрицают взаимосвязь между оборонными расходами и войнами, приводя в пример холодную войну. Но надо учесть, что мы живем в эпоху многополярного мира, пребывающего в состоянии «перманентного хаоса». Отсутствие сдерживающих механизмов в лице сверхдержав даёт волю региональным конфликтам, полыхающим от Ливии и Сирии на западе до Кашмира и Синьцзяна на востоке.