армянам и туркам всё равно предстоит жить по соседству друг с другом

Президент Турции Реджеп Эрдоган отменил ранее намеченную встречу с историками и некоторыми общественными деятелями, на которой должны были обсуждаться трагические события 1915 года, связанные с Геноцидом армян, сообщает газета Milliyet. Историки имеют отношение к политике, но они не политики. Поэтому несостоявшийся разговор с президентом обещал быть очень интригующим и многообещающим с точки зрения профессиональной специфики. Хотя бы потому, что ранее Эрдоган, как и другие видные члены правящей Партии справедливости и развития, не раз делал заявления относительно того, что «Турция готова открыть архивы для выяснения правды о событиях 1915 года», призывая Армению создать совместную комиссию по этому вопросу. При этом Ереван обвиняли в том, что он якобы «игнорирует предложение». Правда, не было ясности — то ли Анкара уже открывает соответствующие османские архивы, то ли ещё только собирается это сделать.

После того как прозвучали слова папы римского Франциска и появилась резолюция Европарламента о Геноциде армян, турецкий президент выступил с громким заявлением: «Европарламент призывает открыть архивы — наши архивы открыты. Мы заявляем об этом в течение 10-15 лет. Если у Армении есть такие архивы, пусть откроет их. Если есть у других стран, пусть тоже откроют. Представьте документы, создадим совместную комиссию, которая объективно и всесторонне рассмотрит вопрос и даст нужную оценку». Однако в турецкой позиции практически невозможно связать концы с концами. В подписанных в октябре 2009 года в Цюрихе армяно-турецких протоколах, которые предусматривают нормализацию отношений между двумя странами и открытие между ними границ, содержится специальный пункт о создании двусторонней правительственной комиссии историков. Практическая реализация этого решения могла бы сопровождаться целой серией процедур по раскрытию специальных фондов и архивов, причём не только Турции и Армении, но и других государств, которые были завязаны напрямую, имели косвенное отношение или просто отслеживали ситуацию в Османской империи в 1915 году через своих специальных представителей. Однако Анкара под давлением Баку нарушила условия протоколов, потребовав от Еревана уступок в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В результате протоколы не были ратифицированы парламентами Армении и Турции, процесс заглох.

Так был упущен шанс, который, по словам бывшего турецкого президента Абдуллаха Гюля, мог «оставить историю историкам». Некоторые надежды оставляло специальное решение МИД Турции в начале 2014 года о подготовке «комплекса мероприятий» в связи с приближающимся 100-летием Геноцида армян. Речь идёт не только о выданной турецким послам специальной инструкции, в которой расписывались «ответные шаги» по «противодействию армянской пропаганде», но и подготовке изъятых из османских архивов соответствующих документов и нормативных актов к печати. Скрывать тут было нечего, поскольку аналогичные сборники изданы во многих странах, в том числе и в России, а подлинность самих документов не вызывает сомнений у специалистов. Именно под воздействием такого напора Анкара была вынуждена признать факт массового уничтожения армян в годы Первой мировой войны. Этот тезис прозвучал в британской газете Gardian от имени занимавшего на тот момент пост министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу: «Нельзя отрицать тот факт, что армяне в тот период пережили большие страдания. Общие и отдельные воспоминания горестных событий, страдания и большие человеческие потери продолжают разделять турецкий и армянский народы по сей день. Рассказы о событиях 1915 года в основном далеки от компромиссной оценки, направлены на углубление соперничества и мешают лечению травмы. Нас соединяет общее горе, оставленное нам в наследство нашими предками. Почти столетнее противостояние доказало, что пока мы не начнём слушать и понимать друг друга, мы не решим эту проблему».

Но в дальнейшем выяснилось, что из 7 млн рассекреченных единиц османских архивов доступ открыт всего лишь к 10 тыс. документов, которые касаются только деятельности правительства. Военные архивы, сведения других специальных учреждений, в которых должны находиться многие данные о событиях 1915-1916-х годов, остаются закрытыми для иностранных исследователей, а для турецких учёных доступ к ним возможен только по специальному разрешению. Что же касается Геноцида армян, то, по данным турецкой газеты Star, МИД Турции предлагает следующую трактовку: «В 1890-е годы армяне по наущению других сил начали восставать против Османской империи, а в годы Первой мировой войны сотрудничали с русскими и убили 523 тыс. турок»; «решение правительства о выселении армян не было заранее спланированным, не преследовало политических целей и носило ограниченный характер». При этом в прессу была вброшена версия, согласно которой зверства над армянами в 1915 году осуществляли младотурки, бывшие в своем большинстве «дёнмэ» («обращенные», «оборотни»), состоявшие в масонских организациях и являвшиеся по происхождению «восточными иудеями» (сефардами). Они были изгнаны в конце XV века из Испании, после чего поселились на территории Османской империи. Город Салоники, откуда были родом почти все лидеры младотурок, определен как центр секты «дёнмэ», члены которой в тактических интересах принимали ислам.

Однако большинство историков имеет достаточно четкое представление о том, что происходило в восточных вилайетах Османской империи в годы Первой мировой войны. В этом отношении база источников обширна. Здесь надо напомнить, что тогда Закавказье входило в состав Российской империи, поэтому основной документальный массив этого периода сосредоточен не в Ереване или в Баку, а в столичных архивах России. Так что удивляет странная логика Анкары: подавать факт об открытии или не открытии архивов как «одолжение» армянам или мировому сообществу, в то время как давно пора осуществить публикацию всего комплекса имеющихся документов по событиям 1915-1916-х годов. Тем более что, как заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, «мы работаем над тем, чтобы преодолеть разделение между двумя древними народами, которые веками сосуществовали в мире и согласии». А пока, пишет американское издание International Business Times, «Турция из-за непризнания Геноцида армян будет не только терпеть одну пиар-катастрофу за другой», но ей придется выйти на проблему «геополитической компенсации» армянам, о чём, кстати, предупреждает турецкая газета Zaman. Можно отказаться от историков, но нельзя отказаться от истории — она за это больно наказывает.