Интервью

О возникающих в связи с этим проблемах, трудностях и перспективах небольшого предприятия, где занимаются изготовлением светодиодных светильников, корреспонденту ИА REGNUM рассказал директор по развитию НПО «Норд-Инвест» Сергей Романов.

ИА REGNUM: В связи с кризисом многие предприятия столкнулись с необходимостью сокращений. Вам это не грозит?

С введением санкций европейцы ушли с рынка, и заключаемых нами контрактов стало больше, и нам сокращение не грозит. Больше того, возможно придется увеличивать штат. Сегодня у нас работает 80 человек — в основном, это киришане.

ИА REGNUM: Этому, видимо, способствуют реализуемые вами проекты?

Да, но мешают «капканы», обойти которые трудны в части заключения энергосервисных контрактов. В федеральном законе об энергосбережении (ФЗ-№261) содержатся определенные нормы, но на практике возникают проблемы, которые на сегодняшний день не преодолеть. Смысл — во взаимодействии нескольких сторон. С одной стороны — государственного или муниципального учреждения, с другой — энергосервисной компании, с третьей — производственной компании, с четвертой — банка. Энергосервисная компания имеет возможность получить в банке так называемые «дешевые деньги». А «дешевые деньги» это то, что декларируется сегодня по линии Внешэкономбанка, примерно — 13 — 15% годовых. В свою очередь, государственное муниципальное учреждение, при определенном алгоритме может оборудование можно получить бесплатно.

ИА REGNUM: Каким образом?

Энергосервисная компания предоставляет осветительное оборудование, условно, скажем, на 500 тысяч рублей, а за освещение платит 500 тысяч рублей в год. Причем примерно половина этой суммы (за электроэнергию), как правило, составляет непосредственно плата за свет, и зачастую учреждения наказывают за то, что они «перебрали» свои лимиты. После установки модернизированных светильников учреждение будет платить за освещение уже не 250, а, условно говоря, 100 тысяч рублей. Соответственно, годовой платеж снижается до 350 тысяч. Таким образом, 150 тысяч освобождается которые идут на оплату осветительного оборудования. В итоге, школы, детсады, больницы получают бесплатно модернизированное освещение, «освобожденные киловатты». Гарантии оборудования мы даем на срок контракта, контракт заключается, как правило, на шесть лет, а потенциал светодиодных светильников составляет 7 — 8 лет беспрерывного освещения. И всё бы хорошо, но «камнем преткновения» становятся банковское кредитование.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, что можно в этой ситуации сделать?

Мы готовы по этой схеме работать, и даже пойти на определенные затраты, но возможности наши не безграничны. У нас есть портфель заказов — детсадов, школ, больниц, желающих получить бесплатное оборудование (проект можно считать социальным). Но дальнейшее развитие без банковских услуг — кредитования не обойтись. В Европе и Америке производственная компания сама предоставляет услуги учреждениям, кредитуясь у банков — у нас через специальные инвестиционные организации. Есть такая форма обеспечения, когда залогом того, что деньги будут возвращены, служит сам госконтракт, то есть, деньги даются под обеспечение госконтракта. Допустим, мы взяли деньги, выполнили определенную работу, и говорим: уважаемый банк, дайте нам денег на то, чтобы взяться за следующий контракт. А в государственном банке нам объясняют: мы понимаем, что госконтракт — обеспечение, но вы заложите свое имущество: квартиры, машины. Выходит, если произойдет какой-то сбой с государственным контрактом, мы окажемся крайними, и нас будут выселять из квартир, и забирать имущество?! Почему так происходит, хотя государство, особенно в кризисную пору, поддерживает банковскую систему, — вопрос. Обращаемся в банк коммерческий, а там ещё более драконовские требования. Вот и получается, что с одной стороны, мы готовы работать на государство, знаем, как это делать,успешно контактируем с комитетами по энергетики Санкт-Петербурга и Ленинградской области и они нам активно помогают. Но…

ИА REGNUM: Идея заложить собственное имущество вряд ли кого-либо может вдохновить

Оно и понятно. Мы готовы работать, но, во-первых, не знаем, как при таких требованиях кредитоваться в государственных банках. А, во-вторых, контракт заключается на четыре — шесть лет (у нас «длинные деньги», иначе учреждения не смогут вовремя расплатиться), а банки больше, чем на три года, кредитовать не хотят. Многие банки говорят: ребята, у вас слишком маленькие кредиты. Но это не дальновидно, потому что кредиты могут быть небольшими, но их может быть много, и отказ от них явно — убыток. Банки сегодня охотнее кредитуют крупные магазины, где продукция, аналогичная нашей продается втридорога. Непонятно, как из этой ситуации выходить. В цивилизованном мире есть определенные механизмы, позволяющие решать такие проблемы, а мы не понимаем, как сделать так, чтобы государственные банки кредитовали исключительно под государственные контракты. Государство делает все для того что бы поддержать банковскую систему. Но банки делают все для того что бы убить малый и средний бизнес.

ИА REGNUM:Что-то, на ваш взгляд, все-таки можно предпринять?

Надо гибко подходить к тем структурам, которые честно стремятся выполнить государственную программу энергосбережения — прежде всего, работающим с учреждениями социального сектора. Уверен, если банки пойдут навстречу производителям, это станет стимулом к развитию, произойдет экономия бюджетных средств. Стоимость лампочек, услуг человека, который их вкручивает — выкручивает плюс стоимость утилизации тех же ртутных ламп — все эти «дедовские» методы обходятся дороже.

ИА REGNUM:Есть ли выход?

Мы готовы наш проект сдвинуть с «мертвой точки», но не знаем, как подойти. В Ленинградской области есть комитет, который работает с крупным бизнесом, есть комитет по малому и среднему бизнесу, а по промышленности — нет, хотя в других регионах такие комитеты существуют и действуют. И в то же время в регионе отсутствует регистр производственных компаний малого и среднего бизнеса — есть только реестр компаний малого и среднего бизнеса, обращавшихся за помощью. Иногда, когда мы собирались в районах, местная власть удивлялась, что рядом работают производства, о существовании которых они даже не знают. В 2006 году Агентство экономического развития — тогда им командовал Балуев — начинали этот процесс, было выявлено порядка 600 компаний на территории региона, и с той поры никто этим не занимался. Сегодня имеется реестр «крупняков», они интересны, поскольку отчисляют большие деньги. Есть реестр сельхозкомпаний. Это нонсенс, но факт.

ИА REGNUM: Что, на Ваш взгляд, можно сделать в связи с этим?

Как-то в правительстве Ленобласти полтора года назад предложил провести анализ того, что мы производим, с одной стороны, и того, что потребляем, с другой. Есть бюджет Ленинградской области. Часть средств идет на поддержку малого и среднего бизнеса, часть — на закупку товаров для образования и медицины и так далее. Допустим, директор школы решила закупить парты. Ей нужны парты за 99 тысяч рублей, и она может обойтись без конкурса. Она выходит в Интернет, ищет приемлемый вариант — казанский, московский и так далее. При этом она не знает, что буквально на соседней улице есть предприниматель, который производит этот товар. Она, правда, не знает, нет нужной информации. А этот предприниматель, в свою очередь, думает, куда же продать парты, и продает куда-нибудь в новгородскую область. Я не говорю о коррупции, хотя это тоже есть в система госзаказов. Я веду речь о том, что нет информационной базы для того. Чтобы производители и потребители стороны были в курсе и находили друг друга. А в конкурсной документации по госзаказу парты «зашиты» так далеко, что не докопаться, потому что они идут в ассортименте: организация купит парты, светильники, космические корабли и так далее.

ИА REGNUM: Каким образом можно, без ущерба для областного бюджета, поддержать предпринимателей?

Если говорить о поддержке предпринимателей, то, на мой взгляд, следует, прежде всего, сделать так, чтобы продукцию закупали наши же, работающие в регионе, учреждения. К тому же, если бюджет региона делает шаг навстречу крупным предприятиям, они должны сделать некое «алаверды» малым и средним производителям. Простой пример: вокруг большого производственного комбината в Европе, как правило, связанные с ним, малые. Но для этого нужна воля руководителя, который скажет: ребята, в первую очередь, мы покупаем у своих, и если свои ничего не производят подобного, тогда — у сторонних. Логика проста: если сегодня чиновник купил продукцию дороже и у других, то, как минимум, он должен обосновать это решение, обоснуй, почему купленная тобой сторонняя продукция лучше.

ИА REGNUM: Что нового в планах текущего года?

Прежде всего, продолжим текущую работу в Петербурге и Ленобласти. Надеемся расширить рынок сбыта. В частности, думаем отправиться в Крым, чтобы предложить свои услуги детским садам, школам, больницам и прочим учреждениям. В общем, планов «громадьё» — только бы научиться грамотно обходить «ловушки» и подчиняться разумному алгоритму хорошо продуманных действий.

Справка: НПО «Норд-Инвест» (производственная площадь — 2600 квадратных метров) — работает с 2010 года. Входит в холдинг Норд Инвест, производство находится в городе Кириши Ленинградской области. Занимается производством светодиодных светильников. В 2011 году светильники, одни из первых в России осветили у здание администрации г.Кириши Ленинградской области.

Беседовала Евгения Дылева