В Бухаресте недовольны, что Гагаузия стала «важным геополитическим пунктом России»

point.md
Еуджен Томак - депутат парламента Румынии, лидер партии "Народное движение"

Депутат парламента Румынии, лидер партии «Народное движение» Еуджен Томак, являющийся уроженцем Бессарабии и ближайшим соратником экс-президента Румынии Траяна Бэсеску, призвал Бухарест «обратить внимание» на ситуацию в Гагаузской автономии, которая, по мнению румынского политика, является «потенциально конфликтной зоной». Как заявил Томак в интервью бухарестскому изданию Romania Libera, Гагаузия стала «важным геополитическим пунктом России».

Румынский политик считает это частью российской стратегии, направленной на захват устья Дуная, которое находится в считанных километрах от Гагаузии. Томак напомнил, что в марте в Гагаузии был избран «новый, пророссийский башкан» (все участвовавшие в гонке кандидаты позиционировали себя в качестве «пророссийских», как и все те, кто ранее занимал любые высокие должности в Гагаузии, что неудивительно с учетом почти 100-процентного доминирования пророссийских настроений в гагаузском обществе — прим. ИА REGNUM). Он также обратил внимание, что в ходе башканской предвыборной кампании «за месяц в Комрат, небольшой городок с населением в 20 тысяч человек (численность населения столицы Гагаузии Комрата, по данным на 1 января 2015 года — 26 тыс. человек — ИА REGNUM), приезжали десятки российских политиков, популярных музыкантов и спортсменов, и у всех был единый месседж: эта территория должна быть более тесно связана с Россией».

«Я считаю, что Румыния должна обратить внимание на ситуацию в этой потенциально конфликтной зоне, каковой является на сегодняшний день Гагаузия», — подвел итог Еуджен Томак.

ИА REGNUM отмечает, что если и рассматривать Гагаузию, как «потенциально конфликтную зону», то наиболее вероятной причиной такого конфликта может стать как раз навязываемое политиками-румыноунионистами типа Томака и его бессарабских единомышленников «внимание» к Гагаузии. Тем более что неприязнь к проводимой Бухарестом экспансионистской политике в регионе, наряду с ориентацией на Россию, является фундаментом, консенсусом и объединительной национальной идеей гагаузов. Это было наглядно и документально подтверждено и в результате состоявшегося 2 февраля 2014 года в Гагаузии референдума, по итогам которого 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета (имея в виду как раз ее присоединение к Румынии), а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».