Ветеран латвийской политики считает, что европейская демократия является бутафорской Можно долго говорить об улучшении условий жизни, но Латвия по-прежнему занимает последние места в ЕС по многим показателям. Такое заявление сделал ветеран советской и латвийской политики, в недавнем прошлом европарламентарий Альфред Рубикс, оценивая ситуацию в Латвии, сообщает портал Delfi. «Много амбиций — мало результата», — подчеркнул он.

«Официально у нас около двух миллионов населения? Сомневаюсь, нас меньше двух миллионов довольно давно. Демографы и другие эксперты предсказывают, что через 10-15 лет здесь будет жить 1,5 миллиона человек. И это меня тревожит. Удивляет ли меня это? Нет. Я ощущал это и во время работы в Европейском парламенте», — рассказал политик. По его мнению, тревожная ситуация сложилась и с молодежью. «Как показывают различные исследования, большинство выпускников настроены на поиск счастья за границей. И как бы мы их не ориентировали, и что бы мы не говорили — они не могут начать здесь работать, не видят возможностей для достойного заработка и карьерного роста. Это большая проблема не только в Латвии, но и во всем Европейском союзе», — пояснил он.

«Все пять лет моей работы в ЕП обсуждали эту тему и не придумали ничего лучшего, как снова предложить учебу. Эта политика заводит в тупик. Латвия получала и получает деньги на обучение молодежи, которая потом уезжает на Запад для дальнейшей работы или учебы. Конечно, очень обездолены и обижены пенсионеры и ветераны Отечественной войны. Сейчас мы готовимся к встрече 9 мая, Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, победы антигитлеровской коалиции в лице Советского союза, США, Великобритании, в какой-то мере Франции. Сегодня все перевернулось наоборот. Но я расцениваю тех руководителей, кто не хочет ехать в Москву отмечать День Победы, кому не нравится что-то другое в России, как попытку встать на позицию тех, кого победили», — заявил Рубикс.

«Официально встать на позицию реванша — это очень дорого обойдется. И уже обходится дорого. Уж Латвия-то натерпелась от фашизма. Был Саласпилсский лагерь смерти. И не только в Саласпилсе были лагеря смерти под разными номерами. Был расстрел жителей деревни Аудрини, которые якобы приютили раненых красноармейцев и последовавшее сожжение деревни. Социалисты много лет ездили в Аудрини почтить память павших, организуя мероприятия, которые не удостаивались вниманием со стороны официальных властей. И вот в 2014 году мы внезапно встречаем в Аудрини министра обороны. Мы попросили разрешения участвовать в мероприятии, сказали, что не будем брать слово. Не стали делить свои взгляды и амбиции на пепле сожженных и расстрелянных. Но где был этот господин до этого и почему те, кто были министрами до него никогда там не показывались? А сейчас — надо показать перед остальной Европой, что мы признаем и это тоже», — заявил он.

Рубикс считает, что нынешнее председательство Латвии в Совете ЕС не сможет существенно изменить ситуацию к лучшему: «Латвия как страна-председатель и не изменит, и не получит в итоге ничего, кроме улыбок и поцелуев. Ведь для каких-то перемен Латвия сначала должна заручиться поддержкой всех 28 стран. Такого рода ротация в ЕС — яркий пример того, что я называю „бутафорской демократией“. Пытаются показать, что любая страна может руководить ЕС. Руководить-то может, но подчиняться будут настолько, насколько это выгодно. Именно поэтому поражает однобокая и необдуманная поддержка латвийским правительством всех мер, которые принимались и предлагались ЕС и США (я имею ввиду администрацию президента Обамы) для того, чтобы заставить Россию изменить свою политику в отношении Украины. На этом фоне просьбы Латвии о компенсации убытков в результате санкций — просто комичны. Пусть берут вину на себя и те, то угощал пирожками на Майдане, те, кто постоянно обещают поставлять оружие Украине и дают деньги. Всем, кто хлопали в ладоши, думая, что Россия встанет на колени — Россию никогда не поставят на колени. Я общался с большим количеством россиян во время визитов в составе неформальной группы от ЕП по вопросам энергетической безопасности Евросоюза. И где бы я ни бывал — от Москвы до Заполярья и Дальнего Востока, с кем бы не говорил — все они готовы много работать и терпеть, потому что гордятся своей страной. Понятно, что происходящее в России устраивает не всех. Как и в любой другой стране. Но в моем понимании смешно, и нелепо, и неавторитетно, когда бывшие премьеры, становятся завзятыми оппозиционерами. Вы же сами привели страну туда, где она сейчас!».

Объясняя свой евроскептицизм, Альфред Рубикс отметил: «Я был и остаюсь при мнении, что нет перспектив у союза стран, где 28 суверенных экономических политик, где для любого решения нужно согласие всех 28 участников. Это хорошо только на бумаге. Идти к единой цели конгломератом из 28 стран с 11-ю различными валютами — нереально. Никто об этом не мечтает. Нужны серьезные изменения в организации руководства ЕС, поэтому Баррозу и озвучил предложение о переходе на такой принцип управления, который заставил бы каждую из стран-участниц больше согласовывать и подчинять свою политику общим интересам. Что-то вроде федерации. Но это предложение не было и не будет поддержано, потому что на бедности одних стран наживаются другие. Что происходит с Грецией? Она хотела быть более свободной. Сейчас там новое правительство и на него оказывается огромное давление, вплоть до заявлений о том, что, оказывается, нет механизма по выходу из Еврозоны. Хотя Лиссабонским договором и предусмотрено наличие такого механизма. Но это не выгодно тем, кто кормится за счет Еврозоны. Таких большинство. Вот и вся демократия».

Отметим, что Альфред Рубикc без преувеличения является человеком-легендой латвийской политики. Выходец из латвийской деревни, взлетевший до кресла члена последнего советского Политбюро, он при новых властях отбыл семь лет в заключении, после чего возглавил Социалистическую партию Латвии и был избран в Европейский парламент в 2009 году. После неудачи повторной избирательной кампании Рубикс выпал из поля зрения широкой публики, но сохранил пост председателя Соцпартии.