Первейшим вопросом прошедшего на прошлой неделе в четверг и пятницу 18-19 марта саммита ЕС был вопрос о продлении европейских санкций в отношении России еще на полгода после июля 2015 года

Речь в данном случае шла о наиболее жестких и болезненных для России санкциях в области энергетики, финансов и обороны, срок которых истекает в июле месяце текущего года. Эффективное использование санкций в борьбе против России требует оптимальной ситуации для их применения и точно сформулированной конечной цели — условия, выполнение которого их отменит. Условие может быть так сформулировано, что Россия окажется не в состоянии его выполнить без потери лица или сдачи своих национальных интересов. При этом для американцев главное в вопросе санкционного давления на Россию — это сохранение единства Запада, т. е. давление единым фронтом, что само по себе и демонстрирует мировую гегемонию США.

16 марта официальный представитель госдепартамента США Джен Псаки сообщила, что американские санкции, введенные против России после воссоединения с Крымом, будут оставаться в силе до тех пор, пока полуостров не вернется обратно в состав Украины. Она сообщила, что Вашингтон по-прежнему считает полуостров частью территории Украины. Таким образом, накануне саммита ЕС США подняли рамку уже принятых санкций до максимально возможного уровня политических условий урегулирования конфликта на Украине — вплоть до требования возвращения Россией Крыма. Подобная установка заранее означала, что ЕС в исполнение «атлантической солидарности» также обязан поднять санкции до максимально возможного «невыполнимого» уровня с учетом того, что санкции Евросоюза, принятые в конце июля 2014 года, касались исключительно урегулирования военного кризиса в Донбассе. Накануне саммита Евросоюза и США, и Германия подтвердили готовность ужесточить санкции в случае продолжения военного конфликта на Украине. 17 марта канцлер Германии Ангела Меркель конкретно определила верхнюю планку — «в случае срыва выполнения Минских соглашений».

Итак, США в качестве политической цели санкций указали на Крым, а Германия — на выполнение Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года по урегулированию военного кризиса на Украине. Таковы пока различия и принципиальное сходство в санкционной политике США и Германии, которые следуют в русле глобальной политики Евроатлантического союза. Президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель в ходе телефонного разговора заранее договорились не ослаблять уже принятые против России санкции. Именно об этом сообщила пресс-служба Белого дома. «Они [Обама и Меркель] подтвердили свою договоренность, что ослабления санкций, наложенных на Россию, не будет, пока она не выполнит все свои минские обязательства», — говорится в сообщении. Таким образом, США заранее согласились с привязкой европейских санкций к Минску-2. Выступая в бундестаге в четверг, 19 марта, с правительственным заявлением перед предстоящим саммитом Евросоюза, Меркель отметила, что меры воздействия на Россию должны ориентироваться на Минские соглашения и их выполнение. «Мы не можем отменить санкции после выполнения лишь первых требований Минского соглашения. Это было бы неправильно», — сказала глава германского правительства. Позиция Меркель по связи санкций с Минском-2 оказалась решающей на саммите. В целом, судя и по позиции британского МИДа, высказанной перед саммитом ЕС главой внешнеполитического ведомства Филиппом Хэммондом, решение ЕС по санкциям с привязкой к Минску в сложившихся условиях заранее устраивало США. Решение по санкциям на саммите ЕС не было спонтанным. Оно было заранее продумано. На Евросоюз, по сведениям британского издания Financial Times, перед саммитом оказывали активное давление Соединенные Штаты, призывавшие европейцев продемонстрировать в вопросе о санкциях «трансатлантическое единство». Глобальные стратегические последствия действий России для США, Великобритании имеют первоочередное значение. А это означает, что они воздержатся от отмены санкций. Большинство стран Евросоюза рассматривают санкции в контексте достижения более скромных целей. Минск-2 стал связующим для определения общей линии ЕС по санкциям.

Сторонникам жесткой линии в ЕС в санкционном вопросе необходимо было преодолеть на саммите сопротивление государств-членов, выступающих как против введения новых санкций, так и за отмену частично или даже полностью уже введенных. Известно, что к таковым в Евросоюзе относятся семь государств-членов: Испания, Италия, Греция, Кипр, Австрия, Венгрия и Словакия. Противники санкций к саммиту избрали умеренную тактику не принимать решения по санкциям сейчас в марте, а подождать до конца июня. Подобная проволочка в принятии ключевого решения могла привести к тому, что после того, как на следующем июньском саммите ЕС решения по продлению санкций принято не будет, санкции автоматически прекратятся. Однако подобный ход был блокирован на саммите, на котором решили, что экономические санкции ЕС в отношении России будут действовать до тех пор, пока не будут выполнены все условия Минских соглашений о прекращении военного конфликта на востоке Украины. Об этом заявил в Брюсселе после саммита глава Европейского совета Дональд Туск — ярый сторонник ужесточения санкций против России. Туск также отметил, что в случае необходимости лидеры стран блока «готовы к принятию новых решений», что является полускрытым намеком-угрозой на возможность введения дополнительных санкций. Лидеры стран Евросоюза решили оставить в силе антироссийские санкции до того момента, пока Минские мирные соглашения не будут выполнены, и как подчеркивалось, в полном объеме, при необходимости — до конца 2015 года. Таким образом, июльские временные рамки были умело преодолены на саммите. Принятое решение стало компромиссом между сторонниками немедленного продления санкций против РФ, истекающих в июле, и теми, кто хотел подождать несколько месяцев, понаблюдав за выполнением Минских договоренностей. В конечном итоге отмена санкций была увязана с полной реализацией Минских соглашений, и это стало победой сторонников жесткой линии по вопросу о санкциях в ЕС. Правда, глава Европейского совета Дональд Туск признал, что странам Евросоюза становится все сложнее сохранять единую позицию по вопросу санкций, введенных против России в связи с ее действиями на Украине. Но здесь следует признать, что мираж Минска-2 парализовал на саммите сторонников отмены санкций в ЕС.

В итоге ЕС принял четкие политические обязательства — сохранять санкции, пока не будут выполнены Минские договоренности. Однако именно эти Минские договоренности за два дня до саммита 17 марта 2015 года произвольно подправил Киев, сделав их выполнение без капитуляции России в Донбассе невозможным. Теоретически новая формула санкций дает ЕС инструмент для того, чтобы наказать Россию в конце 2015 года, когда исполнится крайний срок выполнения условий второго Минского соглашения, выполнить которое Россия сейчас никак не сможет. Так на саммите ЕС была достигнута максимальная планка для действующих санкций, предусматривающая их продление и далее в 2016 году. Россия не может выполнить условие для снятия санкций США — вернуть Крым Украине. Россия не может выполнить и условие для снятия санкций ЕС — исполнить модифицированные Киевом договоренности. Чтобы добиться полного выполнения модифицированных Киевом Минских соглашений, Европа должна будет последовательно проводить жесткую политику в отношении Москвы, а это и нужно США. Таким образом, введение в качестве основного условия снятия санкций выполнение Минских договоренностей преодолело потенциальный раскол в ЕС по вопросу о санкциях. Санкции против Москвы следует увязать с выполнением соглашений, достигнутых в Минске, посчитали в своем телефонном разговоре вице-президент США Джо Байден и президент Украины Петр Порошенко.

Напомним, что парламент Украины до саммита ЕС 17 марта 2015 года принял три законодательных акта во исполнение Минских договоренностей: поправки к закону об особом статусе Донбасса, постановление о признании части Донбасса оккупированной территорией и описание разграничительной линии. В соответствии с постановлением, населенные пункты Донецкой и Луганской областей, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления, были признаны временно оккупированными территориями (без прямого определения кем) до момента выведения всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и полного восстановления контроля над государственной границей Украины. Киев, таким образом, выдвинул Донбассу собственное условие, не согласованное в Минске-2, — особый статус ему будет предоставлен только после проведения местных выборов по законам Украины по формуле: вечером выборы, а утром — особое самоуправление. Лидер фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде Юрий Луценко так разъяснил смысл поправок: «Местные выборы здесь [в Донбассе] могут пройти только тогда, когда на этих территориях будут установлены украинские флаги, возобновлены украинские патрули и украинский закон».

Итак, можно констатировать, что президент Порошенко 17 марта 2015 года вновь вернулся к своему «мирному плану» от 20 июня 2014 года, в котором речь шла о выводе из Донбасса ополчения, его разоружении и восстановлении контроля украинской стороны над границей как первых шагов в процессе мирного урегулирования. И тогда, и сейчас повстанцам ДНР и ЛНР предлагается почетная капитуляция с возможностью их отступления в Россию. Июньский план Порошенко также предусматривал проведение выборов на территории Донбасса после восстановления украинского контроля с последующей «децентрализацией» в регионе.

После голосования в Верховной раде 17 марта по произвольной модификации Минска-2 в Киеве вдруг вспомнили, что Минские соглашения от Украины подписывал некто Леонид Кучма, не являющийся официальным представителем украинской власти и не имеющий права подписывать от имени Украины международные документы. Поэтому, рассуждали в Киеве, Минские соглашения для Украины не являются международным документом и выполнение их Украиной вроде как не обязательно. Минск-2 в подобной трактовке являются простым ориентиром, пожеланием для Киева. При этих условиях внесение собственных модификаций оправдано.

Российский МИД на прошлой неделе отметил, что Киев полностью проигнорировал положения «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» в том, что «модальности» проведения местных выборов, как и будущий статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, должны быть предметом диалога с представителями Донбасса. На это указание о срыве Минских договоренностей гаранты минских соглашений — Париж и Берлин — ответили молчанием. 21 марта министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью одной программе телеканала «Россия-1» признал, что он обратился с официальными посланиями к министрам иностранных дел Германии и Франции в связи с нарушением Киевом пункта 4-го и 12-го Минских договоренностей. Однако в Берлине и Париже в упор не видят нарушений. Произвольное толкование и исправление их Киевом просто не замечаются гарантами этого соглашения. Провал Минска-2 в нынешнем исполнении — это более чем очевидный провал российского МИДа в дипломатическом урегулировании конфликта. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что последние решения Верховной рады не способствуют выполнению Минских договоренностей. Это достаточно мягкое определение. У российского дипломатического ведомства остается совсем немного времени, чтобы урегулировать «пункт разногласий» в Минских договоренностях с Берлином. Пока очевидно, что «честный немецкий маклер» в очередной раз подвел российского партнера. Здесь будет уместно напомнить, что внезапное изменение на прошлой неделе линии президента Порошенко по выполнению Минских договоренностей случилось сразу же после его визита в Берлин. Похоже, канцлер Германии Ангела Меркель не простила президенту Владимиру Путину многочасового бдения в ночь с 11 на 12 февраля 2015 года в Минске.

Россия в итоге оказалась в ловушке санкций ЕС, привязанных к обнуленному Киевом Минску-2.