Назначение сына президента Таджикистана главой антикоррупционного ведомства: демонстрация Эмомали Рахмоном недоверия к своему окружению или экстренная подготовка преемника?

Решение президента Таджикистана Эмомали Рахмона о назначении своего сына Рустама Эмомали на должность главы антикоррупционного ведомства с одной стороны демонстрирует его намерение наладить беспощадную борьбу с коррупцией, а с другой — то, что главе государства не на кого положиться в столь ответственных вопросах. Такое мнение высказал лидер Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров, пишет информационный портал AsiaPlus.

По словам Зойирова, Эмомали Рахмон назначил своего сына на более ответственную должность для того, чтобы показать, что он гарантирует свободу инвестиций в экономику страны. «Также глава государства желает продемонстрировать, что является твердым сторонником защиты интересов бизнесменов и простого народа. Однако оправдает ли сын его ожидания, покажет время», — подчеркнул лидер СДПТ.

Иное мнение высказал руководитель таджикского центра политанализа «Контент» Зафар Абудуллаев. Эксперт считает, что Эмомали Рахмон готовит своего сына к роли преемника на посту президента Таджикистана. «Рустама ведут по максимально возможному количеству управленческих должностей, чтобы он получил большой опыт госуправления, понял все входы и выходы в этих ведомствах, познакомился с различными кругами — с представителями международных структур, с коллегами по СНГ. Все это делается для того, чтобы он смог удержать власть в свой первый, самый сложный год правления, возможно, даже в год серьезных военно-политических проблем», — цитирует слова аналитика «Независимая газета».

Зафар Абудуллаев отметил, что благодаря «пробежке галопом» по столь высоким руководящим должностям, Рустам Эмомали закрепится в сознании народа в качестве успешного менеджера. «Он молод — ему 27 лет, а значит, привлекателен для среднего поколения. Его поддержат тысячи футбольных фанатов. Он будет приемлем для других стран», — сказал политолог, уточнив, что единственным препятствием для назначения Рустама Эмомали на пост президента Таджикистана может послужить Конституция, в которой предусмотрен возрастной ценз — кандидат на должность главы государства должен быть не моложе 35 лет.

Вместе с тем, эксперт заострил внимание на том, что сам Эмомали Разхмон также не сможет остаться на высшем государственном посту, поскольку в ноябре 2013 года он избирался на свой последний семилетний срок правления. «Для того чтобы обойти закон, главе государства придется вынести на референдум очередные поправки в Конституцию Таджикистана.

Однако, по мнению доктора юридических наук Шокира Хакимова, для решения этой проблемы глава государства может задействовать полностью подконтрольный ему парламент нового созыва», — сообщило издание.

ИА REGNUM напоминает, что Рустам Эмомали, старший сын президента Таджикистана Эмомали Рахмона, является одним из самых молодых политиков и государственных служащих республики. В возрасте 23 лет он стал депутатом Душанбинского законодательного собрания, уже в то время работая руководителем Управления по поддержке малого и среднего предпринимательства Комитета по инвестициям и управлению госимуществом Таджикистана. В 25 лет Рустам Эмомали стал президентом Федерации футбола Таджикистана. В 2013 году 26-летний сын главы Таджикистана был назначен председателем Таможенной службы, а 16 марта 2015 года возглавил Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией.