Поправки в бюджет-2015 усугубят долги регионов и ударят по бюджетникам
Москва, 18 марта, 2015, 13:40 — ИА Регнум. Внесенные в Госдуму изменения в федеральный бюджет на 2015 год создадут дополнительные сложности для реализации социальной политики в регионах
Внесенные в
При этом, говорит он, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований остаются неизменными. «В то же время, если посмотреть существующий бюджет 2015-2017 годов, то увидим, что на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в ряде регионов сокращение финансирования уже произошло на 24% по сравнению с 2014 годом», — рассказал парламентарий.
Учитывая отрицательную динамику выполнения параметров региональных бюджетов по налоговым доходам за 2 месяца 2015 года и в целях компенсации выпадающих доходов, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные средства для увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, полагает Иконников.
Межбюджетные трансферты для регионов особенно важны, но и они предлагаются к сокращению на 13,1%, говорит депутат. «Точно такое же сокращение уже претерпели межбюджетные трансферты в уже принятом бюджете 2015 года, сокращение тогда составило 13% по сравнению с бюджетом 2014 года», — напомнил коммунист.
Майские указы и реальные возможности регионов
Серьезный удар наносится по финансированию майских указов президента России 2012 года, сокращение составляет 154 млрд 935 млн рублей, сказал Иконников. «Складывается парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, субъектам РФ следует неукоснительно исполнять указы президента, их никто не отменял, а с другой стороны, отсутствие финансовых средств приведет их либо в коммерческие банки за кредитами, либо к полному сокращению капвложений, либо все дружно махнут рукой на указы, ссылаясь на отсутствие финансирования из центра», — прогнозирует Иконников.
Зарплаты бюджетников
Коммунисту нетрудно спрогнозировать реакцию миллионов бюджетников, которым необходимо удерживать зарплату на уровне средней по региону. «Еще недавно сотрудники бюджетных учреждений совмещали несколько ставок, получая повышенные зарплаты, теперь эти ставки начинают сокращать, сжимая фонд оплаты труда», — отметил Иконников.
В Москве медики уже объявили «итальянскую забастовку», и не надо их винить, говорит Иконников. «Зададимся вопросом: можно ли говорить о том, что забастовки — это следствие социально-экономической политики правительства РФ? Да, можно», — рассуждает депутат. «По сути, с 2012 года мы наблюдаем если не скрытый саботаж исполнения указов, то констатацию факта беспомощности правительства в организации финансового обеспечения исполнения указов президента и создания долговых проблем на региональном уровне», — уверен Иконников.
«Забастовка медиков — это сигнал для власти, на который первая реакция должна быть обозначена в представленных изменениях бюджета», — утверждает парламентарий.
«Правительству нужно заново пересчитать расходные обязательства субъектов РФ в сегодняшних условиях. И в эти расходные обязательства в обязательном порядке включить те задания, которые доведены до регионов по исполнению майских указов президента. От этих обязательств отказываться нельзя ни в коем случае, но расходы, которые субъекты должны понести, должны быть учтены при составлении соответствующего баланса территорий», — уверен Иконников.
Сокращение бюджета-2015 по статьям
Вызывает беспокойство Иконникова практически тотальное сокращение финансирования по основным расходным статьям бюджета, существенно влияющим на социально-экономическую ситуацию в регионах.
«Больше всех пострадают разделы „Здравоохранение“, финансирование составит лишь 74,9% к уточненной росписи, „Охрана окружающей среды“ — 83,8%, „Национальная экономика“ — 86,4, ЖКХ — 89,1, „Межбюджетные трансферты“ — 86,9% к уточненной росписи», — привел данные депутат Госдумы.
Долги регионов
По итогам двух месяцев 2015 года Минфин зафиксировал снижение доходов в региональных бюджетах на 7% и налоговых доходов на 10%, сообщил Иконников, расходы при этом регионы увеличили на 2%, дефицит региональных бюджетов составил 200 млрд рублей, и по году прогнозируется увеличение до 600 млрд. «Долги регионов усугубляют ситуацию», — констатировал депутат Госдумы.
При этом одним из условий, которые регионы должны принять и выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50% от суммы собственных доходов, напомнил депутат.
По состоянию на 1 декабря 2014 года долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований составили более 2 трлн 105 млрд рублей и увеличились по сравнению с 1 января 2012 года на 66%. У 35 субъектов РФ объем государственного долга превышает 50% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений, аналогичная ситуация и в муниципалитетах, отметил Иконников.
"Несмотря на позитивные усилия, предпринятые Минфином, по замещению коммерческих кредитов бюджетными, в структуре задолженности регионов по-прежнему преобладают коммерческие кредиты, почти 40% против бюджетных кредитов в 32%. «Предусмотренные в проекте изменения бюджета 160 млрд рублей в корне не переломят ситуацию. Механизм замещения предложен крайне жесткий», — утверждает депутат.
Валютные долги регионов
Не совсем просматривается решение проблемы рефинансирования задолженности ряда субъектов Федерации по кредитам, номинированным в иностранной валюте, указал Иконников. «Долги валютные душат бюджеты Орловской, Оренбургской, Магаданской областей и Камчатского края», — привел он данные.
«Правительству необходимо немедленно конвертировать валюту долга в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка по состоянию на 1 января 2014 года», — предлагает коммунист.