Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Как и следовало ожидать, МВФ решился-таки объявить о выделении Киеву «расширенного» кредита. Чем же встречает это судьбоносное решение Украина?

Как показывает анализ открытой экономической статистики — рекордно возросшим госдолгом, пустой кубышкой золотовалютных запасов и… полярно противоположными оценками властью и действующим бизнесом эффективности новой порции внешней финансовой помощи, даже если она и будет выделена в полном объеме.

«Бачили очi, що купували?»

…а тепер їжте, хоч повилазьте!" — именно так, во вполне национальном стиле может ответить официальный Киев на все колебания как Международного валютного фонда, так и других международных инвесторов, которые теперь просто вынуждены заливать очередную порцию денег в дырявую бочку украинской экономики, только чтобы окончательно не потерять средства, инвестированные ранее в Майдан №2. Неслучайно как раз на днях (накануне пока не отмененного в стране женского праздника 8 марта) НБУ совместно с Минфином обнародовали свежую информацию по объемам национального госдолга. По уточненным данным обоих ведомств, по состоянию на 1 января 2015 года совокупный государственный и гарантированный государством долг Украины достиг 1 триллиона 101 миллиарда гривен (или $69 млрд 795 млн), т.е. 71,5% валового внутреннего продукта.

Согласно официальной статистике, только в течение 2014 года украинский госдолг увеличился в 1,9 раза, а ВВП (по итогам IV-го квартала) — напротив, рухнул на 15,2%. При этом министерство финансов Украины с гордостью рапортует о том, что внутренний госдолг в прошлом году удалось сократить на целых 12,8% (очевидно, благодаря «прощению» долгов по зарплатам и пенсиям «мятежным» регионам), зато внешний — увеличился на 3,3%. Учитывая что к исходу мирного 2013-го госдолг Украины составлял всего лишь 40,9% ВВП, «революционные» достижения в экономике становятся более, чем очевидными.

На этом фоне очередного пересмотра макроэкономических прогнозов страны на 2015 год, которое украинское правительство сделало уже после очередного пересмотра бюджетных показателей, уже мало кого смог удивить. В соответствии со свежими исследованиями Кабмина, падение валового внутреннего продукта на Украине может составить от 5,5% до 11,9%, официальная инфляция — от 26,7% до 42,8%, а цены на промышленную продукцию вырастут от 26,5% до 33,5%. Указанные значения основных макроэкономических показателей представляют, соответственно, отражение оптимистического и пессимистического вариантов развития событий. Наиболее нейтральный (но отнюдь не наиболее вероятный) предполагает проседание ВВП-2015 на 8,6%, инфляции в 38,1% и 31,9% рост цен на промпродукцию.

Добавим, что к первому марта золотовалютные резервы Украины обновили свой исторический минимум, упав до 5,6 млрд. долл. — т.е. только с начала 2015 года сократились на 20,6% (!). Национальная валюта, несмотря на все старания Нацбанка и Минфина, так и не смогла устойчиво укрепиться до согласованных с МВФ бюджетных показателей в 21,7 за доллар, причем «ножницы» между курсом гривны на межбанке (21/22) и наличном рынке (25,5/26,0 грн./долл.) пока не собираются сужаться.

При этом за истекший год от Украины успел отвалиться Крым и более чем наполовину — Донбасс, в стране усиливается рост внутриполитического и социального напряжения, но… официальный Киев выражает абсолютную уверенность в положительном решении МВФ о выделении нового кредита. Шантаж? Фатализм? Надежда на чудо? Или на прямое давление США, в чью полуколонию с начала 2014 года превратилась Украина — территория с внешним управлением?

Всего понемножку, ожидая очередных порций денег МВФ, следует все же помнить, что…

Кредит-то не настоящий!

В этом все больше убеждаешься, анализируя соответствующие заявления официальных лиц, непосредственно отвечающих за согласование ключевых пунктов нового соглашения с Фондом: главы МВФ Кристин Лагард и американского министра украинских финансов Натальи-Анны Яресько.

В частности, благодаря выступлениям этих двух дам, буквально за последние пару недель выяснились любопытные подробности по структуре сказочной суммы в 40,5 млрд. долларов, на которые так рассчитывает новая киевская власть. Оказалось, что обещанные от себя лично 17,5 млрд. долл. (в эквиваленте) на срок в четыре года, МВФ собирается выделить не в дополнение, а взамен тех 16,5 млрд. долл., которые он сулил Украине в начале 2014-го (только на два года). Еще 7,5 млрд. для официального Киева Фонд предполагает привлечь в качестве консолидированной помощи других международных инвесторов (ЕБРР, Всемирного Банка и пр.). А вот оставшиеся 15,5 млрд., по расчетам МВФ, должны составить средства, «сэкономленные» Украиной в четырехлетний период в результате реструктуризации ее внешнего долга. Иными словами, это сумма, которую Украина все равно должна будет выплатить, но с некоторой отсрочкой, а никак не свежие живые деньги, на которые так рассчитывают в Киеве.

Учитывая, что еще одна топ-леди украинской экономики — глава НБУ Валерия Гонтарева — пообещала уже до конца текущего года вернуть свыше 10 млрд. долл. в кубышку золотовалютных резервов, общей суммы относительно свободных средств даже расширенного (во времени и объеме) кредита МВФ, едва-едва хватит на его же обслуживание в течение предстоящих четырех лет. Что уж тут говорить о возможности проведения эффективных реформ, массовому привлечению инвесторов и «перезагрузке» экономики, которая смогла бы хотя бы прокормить страну с 35-миллионным населением, которая так стремится в Европу…

Глас бизнеса — глас Божий?

В отличие от центральной власти, действующий украинский бизнес прекрасно это понимает и вряд ли испытывает особые иллюзии в отношении обещанных миллиардов МВФ. Об этом весьма красноречиво свидетельствуют свежие данные о деловых настроениях украинских предпринимателей в I квартале 2015 года, которые как нельзя более кстати приводит Госстат.

Например, сельхозпроизводители, оказавшиеся наиболее успешными на общем фоне падения экономической активности в стране, более чем сдержанно оценивают как уже достигнутые результаты, так и возможности развития своего бизнеса в ближнесрочной перспективе. В частности, общий баланс относительно динамики объемов производства сельхозпродукции за последние три месяца оказался отрицательным (-14,0%), а на предстоящий квартал градус негативных настроений по этому показателю оказался еще значительнее (-28,0%). Заметим, что в базовой отрасли украинского сельского хозяйства (и последней надежде национального экспорта) — растениеводстве — нисходящая коррекция этих прогнозов оказалась гораздо более глубокой: с -16,0% до -39,0%, в то время как в животноводстве наблюдались несколько более оптимистичные настроения (-14,0% и -11,0% соответственно). При этом в пользу сокращения количества рабочих мест на предприятиях сельхозпроизводства в ближайшие три месяца высказалось в два раза больше опрошенных, чем за их увеличение (-10,0%), а преимущественные ожидания повышения цен на выпускаемую продукцию продемонстрировали рост до +38%.

В украинской промышленности деловые настроения также выглядели довольно грустными. Так, индекс деловой уверенности в отрасли в целом упал до -10,0%, а в ее перерабатывающем секторе — до -8,0%. Негативный баланс в оценках объемов производства на предстоящий квартал по сравнению с прошедшим углубился с -10,0% до -20,0%, а экспортного спроса — с -10,0%, до -12,0%. Согласно преимущественным оценкам украинских промышленников, количество рабочих мест в рассматриваемый период будет сокращаться (-14,0%), а вот цены на продукцию — расти (+57% опрошенных). С учетом «европейского» вектора развития Украины (ради которого, собственно, по официальным заявлениям ее новой власти и был устроен Майдан №2) как нельзя более любопытны и оценки изменения конкурентной позиции украинской промышленности на внутреннем рынке за последние три месяца (-8%), на рынках Евросоюза (-6%), и за его пределами (-9%).

Что же касается сельского хозяйства, то, по оценкам животноводов, объемы экспорта их продукции в рассматриваемый период лишь незначительно повысились (+1,0%), причем в равной степени, как в Еврозону, так и за ее пределы. Вывоз же продукции агробизнеса в страны ЕС шел более активно (+6,0%), чем в другие страны (+3,0% опрошенных).

Судя по балансам оценок по снижению производства сельхозпродукции (-16,0%) и животноводства (-14,0%), в ожидании очередного кредита МВФ Украина, в дополнение к общим макроэкономическим потерям, настойчиво наращивает экспорт продуктов питания в ущерб внутреннему рынку (Голодомор заказывали?), рискуя пока остаться с салом и колбасой, но — увы! — без хлеба…