Москва, 13 марта, 2015, 16:37 — ИА Регнум. В Москве 13 марта завершает свою работу Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».
В рамках Форума активисты и эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ провели круглый стол на тему «Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром», посвященной исполнению поручения лидера Фронта, Президента РФ Владимира Путина о необходимости оптимизации бюджетов регионов на информирование граждан. Предложения, выработанные по итогам дискуссии, будут направлены в Администрацию президента, Правительство РФ и станут основой для будущих законопроектов.
В результате мониторингов, регулярно проводимых активистами рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» и Центром правовой поддержки журналистов ОНФ, выяснилось, что регионы за прошедший 2014 г. не только не сократили свои расходы, но наоборот, нарастили из с 33 млрд рублей до 36 млрд 235 млн рублей. Активисты ОНФ также указали на непрозрачность региональных бюджетов на СМИ, отсутствие единых подходов к их формированию и тратам. Как правило информирование граждан об услугах, предоставляемых органами госвласти, подменяется пиаром конкретных руководителей, а поддержка СМИ — содержанием «раздутых» пресс-служб. В ряде субъектов расходы на пиар превосходят или сопоставимы с тратами на социально важные статьи бюджета, которые сейчас безжалостно секвестрируются.
Согласно анализу по запланированным расходам в 2015 году (мониторинг проведен в январе 2015 г.) первая пятерка регионов с самыми большими бюджетами на СМИ оказалась той же, причем со значительным увеличением трат: Москва (13 млрд 590 млн руб.), Московская область (3 млрд 34 млн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (1 млрд 798 млн руб.), Санкт-Петербург (1 млрд 241 млн руб.), Татарстан (1 млрд 168 млн. руб.), сообщает пресс-служба ОНФ. Так Московская область, которая увеличила в 2015 г. в сравнении с 2014 г. расходы на информирование на 86 млн. рублей, при этом сократила финансирование приоритетных с точки зрения президента РФ направления: пропаганда культуры и спорта, социальную защиту населения, образование, развитие ЖКХ. В работе круглого стола «Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром» приняли участие Антон Гетта, руководитель проекта ОНФ «ЗА честные закупки»; Лариса Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ; Наталья Виртуозова, заместитель правительства Московской области, курирующая информационную политику; Рубен Оганесов, руководитель Главного управления по информационной политике Московской области, и др.
По окончании Круглого стола с корреспондентом ИА REGNUM побеседовал Антон Гетта, руководитель проекта ОНФ «ЗА честные закупки».
ИА REGNUM: Каковы, с Вашей точки зрения, главные итоги круглого стола «Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром»?
А.Гетта: То, к чему мы сегодня призываем чиновников — это конструктивный диалог. А журналисты — это наши союзники, в каким-то смысле — наши активисты. Мы уже давно вместе анализируем, как неэффективно тратятся бюджетные средства по отдельно взятым направлениям. С нашего сайта коллеги-журналисты берут информацию и публикуют ее в СМИ, или направляют нам информацию о фактах, которыми, на их взгляд, должен заняться наш проект «ЗА честные закупки». Тема, связанная с пиаром губернаторов — естественно, наше совместное дело. Совместно с профессиональным журналистским сообществом нам необходимо понять — как полностью исключить возможность самопиара, оставить освещение знаковых событий, таких, как, например, 70-летие Победы в Великой отечественной войне, и минимизировать финансовые потери без снижения качества работы, освещения по-настоящему важных для населения тем.
ИА REGNUM: Какова технология подсчета бюджетных расходов в этой сфере? Откуда Вы берете информацию об объемах затрат? Каковы так называемые «ключевые слова», по которым производится отбор позиций расходов?
А.Гетта: Все, с чем мы работаем — это открытые источники. Это информация о государственных заказах. Если речь идет об уже проводимых конкурсах — это сайт «http://zakupki.gov.ru», где сводится вся информация, о любых конкурсах, в том числе и по СМИ. Ключевые слова здесь: СМИ, пиар, освещение деятельности, информационное сопровождение, и другие, которые позволяют нам из массы закупок страны выявить те, которыми следует заинтересоваться, привлечь к ним внимание наших активистов, которые занимаются этой работой. Если мы говорим о планируемых закупках, то это бюджеты. Мы выступаем за открытость информации, за открытие данных, с которыми работают государственные органы. И они обязаны публиковать свои бюджеты на своих сайтах. Это открытая информация. Когда мы говорили о Московской области, там упоминалась цифра 2,6 миллиарда рублей. Это то, что они запланировали на 2015 год, и были намерены потратить на освещение деятельности правительства Московской области с СМИ. Конечно, отделить пиар от непиара очень сложно. Как правильно сказал один из участников круглого стола, ни один заказчик, ни один закупщик не напишет в своей конкурсной документации: «деньги на пиар губернатора».
ИА REGNUM: Но все же, технологически, как Вы это делаете сегодня? Например, формулировку «Проведение серии мероприятий, направленных на привлечение внимания к деятельности государственной структуры» Вы как расцените?
А.Гетта: Мы будем считать, что это пиар. И пусть деньги на пиар «размазаны» на другие виды работ, ключевые слова остаются, и среди них, например: «сопровождение первых лиц региона на знаковых мероприятиях». Что это за вид работ? Он привязывается именно к губернатору, а не к деятельности правительства и реальным достижениям правительства или губернатора. И мы понимаем, что часто губернатору даже похвастаться нечем, приплаченные СМИ красиво напишут, что вроде бы, случился вал событий, а на самом деле, это не так. Нам этого не хотелось бы, и это никому вообще не нужно. Или, недавно наши активисты направили нам информацию о закупках с формулировкой «Анализ работы и продвижение личных аккаунтов главы региона в соцсетях». Все тот же вопрос — что это за вид работ? Не проще губернатору сделать что-то такое, о чем напишут все социальные сети? Я понимаю, что СМИ интересны такие вещи, как челябинский метеорит, который упал, и о нем пишут все и сразу. Но губернаторы могут делать важные, нужные для людей вещи, при этом привлекательные для СМИ — построили детский сад, потушили пожар, отремонтировали дорогу. Такое, что будет интересно, и за что не надо платить. Коллега из Московской области, Наталья Виртуозова в рамках работы круглого стола говорила, что необходимо освещать встречу губернатора с президентом. Но ведь очевидно, что это самодостаточный информационный повод. Такая встреча будет освещена средствами массовой информации в любом случае, и бесплатно.
То, к чему мы призываем — конструктивный диалог. Мы же не обвиняем никого сразу, тем более, по таким сложным исследованиям, как закупки на самопиар. Это, конечно, журналистская фраза, так, естественно, не будет написано в конкурсной документации. Но мы не обвиняем, мы говорим — давайте встретимся, пообщаемся, посмотри, от чего можно отказаться, как снизить расходы. И вот, например, результат — правительство Московской области уже объявила о снижении своих расходов на СМИ, и в ближайшее время огласит точную сумму.
ИА REGNUM: Работает ли для СМИ та же «запретительная схема», что и для, например, чиновничьих автомобилей? Мы же отдаем себе отчет, что многотиражная газета, например, в Московской области, может обходиться бюджету богатого крупного региона примерно в ту же сумму, которая тратится небольшой дотационной республикой, скажем, на содержание телеканала. Каким Вы видите выход из этой ситуации?
А.Гетта: Здесь, конечно, мы не можем обойтись такой же схемой, как с автомобилями. Да и там мы спорили — что значит, например, 2 миллиона на автомобиль? Это вполне бюджетное решение для автомобиля главы региона. Но, если за эти два миллиона будет закуплена не машина, реально нужная для работы, с высокой проходимостью по бездорожью, а, например, чиновник поставит себе в машину массажные кресла и другие излишества? Такие решения очень трудно ограничить просто допустимой суммой, даже в такой конкретной ситуации, как автомобиль.
В работе со средствами массовой информации подход должен быть очень индивидуальным и точечным. Иногда действительно, надо давать деньги на развитие СМИ. Нет никакого единого, универсального, математического принципа. Например, регион планирует на СМИ 2 миллиарда. Миллиард он тратит только на «свои» СМИ, которые пишут о правительстве и губернаторе только хорошо. А второй миллиард все-таки раздает остальным СМИ, тем, кто объективен, или даже критичен. И таким образом все-таки поддерживали эти издания. Если принять неверные решения, то региональные власти могут сократить именно эту статью расходов, поддержать только «свои» СМИ, и мы получим результат, который только навредит стоящим перед нами целям.
Общие итоги заседания подвела член Центрального штаба ОНФ Эльвира Аиткулова, подчеркнув, что состоялся интересный диалог, результатом которого станут законодательные и иные инициативы ОНФ. Был сформулирован целый список идей, в том числе о том, что само понятие информирование о деятельности органов власти, осуществляемое за счет муниципальных и региональных бюджетных средств, должно быть законодательно уточнено и сведено только о предоставляемых властями госуслугах.
Минфину участники круглого стола предложили внести изменения в Бюджетный кодекс с целью конкретизации: какие расходы регионы могут вносить в раздел «СМИ» и куда должны относиться расходы на информационное освещение. Правительству — разработать методику нормирования расходов регионов на информационное освещение деятельности органов власти, установив максимальный размер расходов на информирование граждан о деятельности органов госвласти субъектов РФ на душу населения с учетом ряда коэффициентов (численность населения, территориальная доступность и т.д.).
Кроме того, было предложено ввести маркирование материалов в СМИ, оплаченных из бюджета, для того, чтобы сделать траты на информирование более прозрачными для населения. Все инициативы участников круглого стола были поддержаны представителем Контрольного управления Президента РФ.
«Мы продолжим исследование эффективности трат бюджетов разного уровня на информирование и обязательно представим доклад на эту тему на апрельском Медиафоруме ОНФ во Владимире в конце апреля», — отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева.