Правительство Белоруссии позаботилось о пенсиях граждан без паспортов
Белоруссия, 9 марта, 2015, 20:07 — ИА Регнум. С 1 марта в Белоруссии вступило в действие постановление Совмина республики №134 от 25 февраля «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения». Таким образом, отказавшиеся от паспортов по религиозным, политическим или иным мотивам, смогут реализовать своё право на пенсионное обеспечение, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Правительство Белоруссии давно пыталось решить проблему незаменимости паспорта в ряде случаев. Правозащитники давно критиковали Совмин за непубличность подготовки и принятия решений, и в случае с введением личного номера такая практика продемонстрировала свою порочность: многие граждане, не признавшие присвоение им личного номера, отказались от паспортов и иных документов, где личный номер присутствовал. В частности, группа ортодоксальных православных, считающих, что личный пожизненный идентификационный номер является «печатью антихриста», и ссылающихся на Откровении Иоанна Богослова (кн. Откр., гл.13, ст.15-18). В итоге возникло международное общественное движение, представители которого отвергают любые попытки присвоить им личные номера — в паспортах, карточках социального страхования, финансовых базах данных (ИНН) и т.д. Люди, отказывающиеся от паспортов постсоветских республик из-за непризнания правомерности ликвидации СССР, непризнания личных номеров и по иным причинам, использовали документы, заменяющие паспорт — водительские удостоверения и иные документы, но при этом сталкивались с рядом серьёзных проблем, в т. ч. при реализации своих конституционных прав.
Постановление Совмина Белоруссии №134 от 25 февраля, принятое в соответствии с указом Александра Лукашенко №294 от 3 июня 2008 года «О документировании населения», предусматривает, что «для целей пенсионного обеспечения личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего документа, удостоверяющего личность, подтверждается заключением органа внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина». Постановлением, подписанным председателем СМ РБ Андреем Кобяковым, утверждено также Положение о порядке подтверждения личности граждан Белоруссии, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения, а министерству труда и социальной защиты, министерству связи и информатизации предписано «обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением».
Согласно комментарию пресс-службы Совмина к постановлению, «оно направлено на реализацию решения Конституционного суда от 9 июля 2014 года „О правовой неопределённости в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите“». Там также говорится: «Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. Для подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии он должен предъявить документ, удостоверяющий личность, — паспорт. Однако некоторые граждане Белоруссии не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение. Постановлением №134 предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и соцзащите личность гражданина, не имеющего паспорта, подтверждается заключением, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства этого гражданина».
Отказавшийся от паспорта человек должен предоставить в орган по труду, занятости и соцзащите следующие документы: заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении, десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40*50 мм), а также другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности. На основании представленных документов госорган формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел (МВД). Сотрудники МВД, в свою очередь, в течение месяца проводят процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов и выносят заключение о подтверждении или неподтверждении личности гражданина.
«Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы будут приниматься органом по труду, занятости и соцзащите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности, — пояснили в Совмине. — Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии гражданин должен предъявлять второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и соцзащите будет выдаваться новое поручение».
Трудно понять, что заставило власти постсоветской республики ввести личный номер гражданин в паспорте, которым был заменён номер паспорта — никаких общественных слушаний на сей счёт не проводилось. В новых паспортах вместо «личного номера» указывается «идентификационный номер», относящийся к личности гражданина, что также не устраивает верующих. К слову, данная страница паспорта гражданина Белоруссии, несмотря на декларируемое в Конституции постсоветской республики равенство двух государственных языков, содержит записи на «белоурскай мове» и английском языке, а транслитерация фамилии и имени гражданина на английский производится не с русскоязычного варианта (если получатель паспорта не проявляет настойчивость).
Наиболее активная часть верующих, отказавшихся от документов с личным номером, занимает активную жизненную позицию и надеется на защиту церкви. Известно о многочисленных случаях направления петиций и попыток аудиенций у церковных иерархов — например, у патриарших экзархов всея Белоруссии. Предстоятель Белорусской Православной церкви митрополит Филарет, а затем и сменивший его на этом посту митрополит Павел знали об этой проблеме.
В ходе состоявшейся 20 января в Минске пресс-конференции патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Заславский Павел, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о проблемах, с которыми сталкиваются отказавшиеся от паспортов, отметил, что данная тема «полна страстей» и «находится в области государственного управления». По словам митрополита, в Белоруссии есть группа граждан, которая едва ли не преследует его, пытаясь убедить в своей правоте — неприемлемости принятия личного номера в паспорте, в то время как сам глава БПЦ ожидает получения белорусского паспорта (согласно законодательству постсоветской республики, религиозную организацию может возглавлять только гражданин РБ).
«Они пытаются меня переубедить», — сказал митрополит, оценивая действия отказавшихся от личных номеров в паспортах. «Этот вопрос в области государственного управления», — отметил он, говоря о присвоении людям личных номеров, в т. ч. с соответствующей отметкой в документах.
По словам митрополита, у него был опыт общения с данной категорией верующих, в частности — в Могилёве. «Меня тогда смутило их отношение к этому вопросу и форма выражения этих мыслей. Как и все люди, мы вправе говорить, выражать свои мысли, эмоции, — сказал он. — Я обратил внимание, что, посещая приходы Могилёвской епархии — в какой приход я ни приеду, вижу одни и те же лица. Такое ощущение, что они за мной ездят и в каждом приходе задают одни и те же вопросы».
Он рассказал историю встречи с группой таких верующих в Могилёве: «И когда уже в самом городе остановились перед Епархиальным управлением после богослужения, со мной присутствовало около 8 архипастырей. И не говорят: „Владыко, вас ждёт такой сюрприз — там собралась группа, которая против паспортов, против ИНН — хотят с вами пообщаться“. Мне говорят: „Может быть, вы как-то задним крыльцом уйдёте, не будете с ними вступать в дискуссии?“. Я сказал им: „Друзья мои, а почему я должен от них уходить? Если есть у людей вопросы — давайте обсуждать: если смогу ответить — отвечу, если не смогу — посмотрю справочный материал, изучу этот вопрос, отвечу“. Мы, когда выходили из Епархиального управления, то один из епископов говорит: „Братья епископы! Давайте сейчас все будем молиться! Владыко экзарх сейчас будет отвечать — а мы будем молиться!“. Все достали свои чётки».
Затем к патриаршему экзарху подошла группа около 20 чел, представители которой стали наперебой высказывать свои мысли. «Но они не слышат меня, они даже не слушают, — поделился своим впечатлением Павел. — Они все пытаются меня переубедить. А потом я заметил, что вдруг здесь голос крикнет, а потом — с другой стороны. И я спросил: „Вот вы — молодой человек, в кепочке, вы всё время бегаете. Вас три человека — вы всё время бегаете — то там крикнул, потом здесь крикнул. Вот вы идите сюда, ко мне, все трое“. Спросил, как их зовут, и сказал: „Вот стойте здесь“. И они как на сковородке стояли, неудобно было стоять. Одна женщина начала шуметь, выступать — смотрю, один из архиереев руку на голову положил, и читает молитву, а она шумела-шумела, и стала затихать, и стоит — молчит. Она так потом всё время и стояла. Я им говорю: „Друзья мои: если вы хотите меня переубедить — это бесполезно. Это программа государственная, в ней никакого участия не принимала, поэтому сегодня изменить эту программу церковь не в состоянии. Поэтому, давайте митинга устраивать не будем, а если вы действительно хотите поговорить серьёзно — давайте, приезжайте ко мне в Минск, я вас приму. Я вам даю честное слово — я вас приму. Но давайте не всю группу, которая сегодня здесь, а давайте 3-5 человек я приму, иначе это не будет конструктивным разговором“. И они приехали ко мне».
Приехавшие, сообщил митрополит, были приняты в его кабинете. «Но они меня не слышат, к сожалению, — сообщил о встрече митрополит. — Я начинаю говорить, а они меня не слышат. Мне говорят, что я обязан сделать, что я должен сделать, что мы должны, но меня не слышат».
"Когда сегодня говорят о паспортах, я им всем говорю: «Друзья мои, обратите внимание: у всех новомучеников в лагерях были номера. Что же, после этого, они — не новомученики, разве не святые? Или разве они подходили к чаше, причащаясь, и говорили „ причащается раб Божий номер такой-то“? Нет! Эти номера были для тюремных работников, а у этих (христиан, — прим. ИА REGNUM) есть свой ангел-хранитель, своё христианское имя, поэтому новомученики — они нисколько не потеряли своего мученического венца из-за того, что они носили номера. Поэтому, друзья, давайте отличать: что церковное — то церковное, что светское — то светское», — продолжил предстоятель БПЦ.
«Разговор с ними не получился», — подвёл итог истории общения с «беспаспортистами» митрополит Павел.
Он вспомнил случай из личной практики, когда ему приходилось вести разъяснительные беседы с людьми, которые принципиально отказывались менять паспорта СССР разных образцов и уверенных, что все принявшие паспорт нового образца «попадут в ад». При этом он отметил, что «деньги все брали в руки», и питались подаянием — т. е. жили за счёт тех, кто принял паспорт нового образца и трудился.
В заключение митрополит отметил, что все новшества нуждаются в обсуждении, дабы не происходила смущения умов. Он также напомнил слова покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который с удивлением говорил: «Паспорта с серпом и молотом брали, а с Георгием Победоносцем — не хотят брать. Непонятно».