Недавно на Украине снова был арестован российский журналист. Репортер информационного агентства «Невские новости» Андрей Захарчук является гражданином Украины, поэтому ему инкриминировали государственную измену. МВД заявило, что он был арестован во время фотографирования стратегически важного объекта — Николаевского бронетанкового завода. В ходе следствия обнаружилось, что журналист фотографировал и другие стратегические объекты — судостроительный завод и мост. Однако в тексте судебного постановления фигурирует формулировка «неправильно освещал события на Украине». Вот и пойми этих укров…

Захарчуку повезло — его довольно быстро обменяли на пленных украинских солдат. Но мне, как человеку, пребывающему в перманентном отпуске — то в осенних донецких степях, то зимой на Черном море, стало интересно осмотреть достопримечательности Николаева.

Зона отчуждения

Едете ли вы из Крыма в Киев или в Одессу, обязательно проезжаете Николаев. Попадание в Николаевскую область сродни попаданию в черную дыру. Казалось бы, куда уж беднее заштатного Херсона? А вот поди ж ты… Перемена окружающей действительности бросается в глаза уже при въезде из Херсонской области в Николаевскую. Относительно ровная херсонская трасса превращается в проселочные рытвины и ухабы. На всем протяжении от границы с Крымом и по всей Херсонской области действуют четыре или пять блокпостов, на которых стоят наряды из четырех нацгвардейцев с автоматами и «лифчиками», набитыми рожками. В Николаевской области блокпосты натыканы буквально на каждом шагу, но в большинстве своем они заброшены и больше похожи на кучи строительного мусора — беспорядочно наваленные бетонные блоки, груды песка, высыпавшиеся из рваных мешков… Кое-где на блоках мерзнет одинокий гаишник. Если въезжать со стороны Одессы, то разницы особо не заметно. Местные называют трассу Одесса — Николаев «Дорогой смерти». В Донецке «Дорогой смерти» называется полукилометровый подъезд от города к аэропорту. Уровень смертности на этих дорогах можете представить сами…

Многие из украинцев даже не подозревают о существовании города Николаева. А когда николаевец рассказывает, откуда он родом, ему приходилось уточнять «ну там, возле Одессы». Это город, в котором не принято гордиться собой или историей своего города, — эдакая зона отчуждения, вернее, та самая хата с краю, которая должна быть у каждого хохла. Традиционно николаевцы именуют свой город «городом наркоманов и босяков».

Весной 2014 года, во время свержения главного городского памятника Ленину, противоборствующие стороны швыряли друг в друга камнями и вывернутой из тротуаров плиткой. Палаточный городок Антимайдана был расстрелян зондеркомандой «правосеков» из травматического оружия, а палатки сожжены. Местные СМИ описали этот эпизод, как «николаевцы вытеснили сторонников Путина». Однако сразу после сноса памятника Ленину на площади Ленина всенародная ненависть к пролетарскому вождю куда-то испарилась, поэтому в городе продолжают существовать и площадь Ленина, и проспект Ленина и даже еще один памятник Ленину — барельеф на Херсонском шоссе.

Столкновения Майдана и Антимайдана в Николаеве примечательны тем, что город, имевший славу ретрограда, не сумел выдвинуть ни одного достойного лидера русского движения, Антимайдан разбился на многочисленные группки городских партизан, которые со временем были либо успешно зачищены, либо бежали в Новороссию, Крым, РФ.

Из грязи, да в князи

В год «революції огидності» (огидність (укр.) — мерзость) Николаев прославился благодаря тому, что там базируется 79-я бригада ВДВ, долгое время противостоявшая «тремстам стрелковцам» под Славянском. В июле 2014 года бригада потеряла около 70% личного состава и всю бронетехнику в Южном котле. После переформирования николаевцы удерживали донецкий аэропорт совместно с 25-й бригадой ВДВ из Днепропетровска и отрядами «Правого сектора». 79-ю бригаду опекает один из самых известных волонтеров Украины Юрий Бирюков. Его усилиями был сформирован 3-й батальон «Феникс», который теперь находится в зоне АТО. Создание батальона «Феникс» было широко разрекламировано в СМИ, Бирюков обещал снабдить его всем самым лучшим, что можно найти на Украине, однако самым лучшим оказались четыре бронированные внедорожника, а в качестве нормальной брони «Фениксу» пришлось удовольствоваться снятыми с консервации БТР-70. Боеспособность Третьего батальона специалисты оценивают как посредственную. Хотя поначалу и было заявлено, что в батальон будут отбирать только лучших из лучших, по факту набирали тех, кого смогли. Раньше с наступлением холодов бомжи старались попасть в тюрьму, теперь идут в армию. В итоге в батальон были набраны случайные люди, нуждающиеся в длительной подготовке, возможностей для которой у украинской армии нет и не будет. Самому старшему из солдат «Феникса» исполнилось 63 года.

После Изваринского котла в командовании 79-й бригады не осталось ни одного толкового офицера. Наибольшие потери в живой силе убитыми (около 30 человек) 79-я бригада понесла во время лобовой атаки ополченского блокпоста. Двое ротных командиров отказались выполнять самоубийственный приказ, один согласился.

Во время Зеленопольского сидения, когда лишенных бронетехники десантников ополченцы безостановочно обрабатывали «Градами», решения принимались на уровне взводных и ротных командиров. В частности, решение о вывозе тяжелораненых, которых к тому времени было больше половины, принял офицер, в распоряжении которого находился исправный БТР. Благополучным возвращением из зоны АТО десантники обязаны своим офицерам, принявшим решение не следовать оговоренным маршрутом, а выбираться самостоятельно, минуя пристрелянные блокпосты и заминированные развязки.

Сегодня командиром бригады является полковник Савка, а командиром Первого батальона — подполковник Калашников. Оба «полководца» прославились еще во время противостояния в Крыму. Савка и Калашников, тогда еще майоры, поставили на поток перепродажу армейского снаряжения, привозимого волонтерами. Вскоре после назначения комбатом один из рядовых десантников во время построения заявил Калашникову: «Вы не десантник, а барыга».

Также в Николаеве находится 299-я бригада тактической авиации, базирующаяся на Кульбакинском аэродроме. Ранее на этом аэродроме размещались остатки украинской авиации — штурмовики Су-25 и учебные самолеты Л-39. Но после того как Крым ушел из Украины, громко хлопнув дверью, на аэродром 299-й бригады были перемещены машины морской авиации — истребители Су-27, вертолеты Ка-25, Ми-8, Ми-24. Летчики 299-й бригады отметились штурмовкой Луганска, кроме того, предположительно николаевский летчик капитан Волошин сбил малайзийский «Боинг».

Сегодня Кульбакинский аэродром — один из крупнейших перевалочных пунктов снабжения украинской армии. Во время уничтожения Дебальцевского котла отсюда для укрепления мариупольского направления ежедневно отправлялось до десяти рейсов военно-транспортных самолетов.

Кульбакинский аэродром — наиболее тщательно охраняемый объект в Николаевской области. В охране периметра задействованы полк Нацгвардии, спецподразделение СБУ «Альфа», вертолеты морской авиации. Две вертушки ежедневно совершают облет периметра аэродрома, уделяя особое внимание «зеленке» вдоль железнодорожных путей. На замеченный из жилого массива блеск оптики с аэродрома немедленно поднимают вертолет.

Чем меньше страна, тем больше фуражка

Но российско-украинский «шпион-журналист» обнаружил и сфотографировал гораздо более «грозные» стратегические объекты — судостроительный завод, пешеходный мост и бронетанковый завод.

Понтонный пешеходный мост — это без комментариев, а вот дальше становится интереснее. У причальной стенки «Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара» стоит ракетный крейсер «Украина». Корабль достался Украине при разделе флота чуть-чуть недостроенным. Те, кто был у кормила незалежной все двадцать лет, достроить «Украину» не удосужились, а думали только о том, продать ли ее, простите, его, или разрезать на металлолом и тоже продать? Ни того, ни другого сделано не было, так что теперь «убийца авианосцев» гниет возле плавучего дока… О введении его в строй не может быть и речи. Мне одному почудилась мистическая связь между кораблем и государством?

В комментариях к сообщениям об аресте журналиста николаевцы разразились ехидными замечаниями «Во дает шпиен! Я двадцать лет тут оборонной промышленности обнаружить не могу, а он нашел!» или «Это он фотографировал секретный пункт приёма металлолома» и «Это не маразм, а предусмотрительность. Вдруг Путин „Украину“ угнать хочет вместо „Мистраля“?».

А что же бронетанковый завод, за фотографирование которого журналиста обвинили в государственной измене? А это полтора двухэтажных цеха и халупка, в которой сидит администрация. Раньше это была рембаза, которая ремонтировала БТР для Облэнерго. А теперь это бронетанковый завод, фотосъемка которого запрещена из соображений государственной безопасности.

Вот уж воистину, чем меньше страна, тем больше фуражка.