В среду вечером, 25 февраля, в Варшаве громыхнула сенсационная новость: польские военные отправятся на Украину, чтобы, по крайней мере, пока заняться обучением украинских солдат.

Вперед, на восток!

Польские военные (по подтвержденным представителями министерства национальной обороны данным, будет их «несколько сотен») выступят в роли инструкторов, обучающих военному ремеслу солдат украинской армии, прежде всего ее младший командный состав.

Известна также дислокация групп польских советников: это Десна, посёлок городского типа в Козелецком районе Черниговской области, где расположен 169-й учебный центр Сухопутных войск Вооруженных сил Украины (В/Ч А0665) с одноимённым названием, а также город Яворов во Львовской области — постоянное место дислокации 24-й отдельной механизированной Железной бригады имени Данила Галицкого, которая участвует в боях на юго-востоке Украины.

Сообщение об этом решении польских властей появилось — дипломатически говоря — через нестандартный канал. «Польские вооруженные силы примут участие в реформе системы подготовки младшего командного состава Украины», — так с гордостью заявил генерал Богуслав Пацек, советник министра национальной обороны, в социальной сети Twitter. При этом он признался, что уже провел инспекцию баз украинской армии в Яворове и Десне. Позже эту информацию официально подтвердил представитель министра национальной обороны по вопросам контактов с прессой.

Первые горячие комментарии этого решения в «политически правильных» польских средствах массовой информации можно описать одним словом: ура-оптимизм. В таком тоне успели высказаться в телевизионном эфире даже люди, которые, казалось бы, должны подходить к оценке ситуации с большей взвешенностью. Однако, например, бывший руководитель военной разведки однозначно положительно оценил это решение, добавив, что «мы переходим от слов к делу».

Ярослав Качиньский, лидер главной оппозиционной силы, партии «Право и справедливость», которая имеет шансы выиграть октябрьские парламентские выборы в стране и которая известна своей русофобией, заявил о том, что «поставки оружия на Украину крайне целесообразны». По его словам, только ужесточение санкций против России и поставки вооружения Украине могут разрешить этот конфликт. «Пока Россия не готова напасть на страны НАТО, но если окажется, что Запад слишком мягок, такой момент может наступить», — подчеркнул политик.

Быстрее, чем англичане

Во вторник, 24 февраля, о намерении выслать своих военных инструкторов на Украину заявил британский премьер Дэвид Кэмерон. Они займутся подготовкой украинских войск, в частности, в области тактической разведки, логистики и медицинской помощи.

Число британских военных, о котором объявил Лондон, составит «несколько десятков человек». Польские власти с характерным для них, часто чрезмерным, усердием говорят о контингенте, состоящем из «нескольких сотен военнослужащих». «Это интересное действие, вписывающееся в схожую с польской точку зрения», — с удовлетворением, хотя странным языком, говорил о решении британских властей польский президент Коморовский.

Польша вооружается и… вооружит Украину?

Непосредственное участие польских военных в украинском конфликте — это перелом в политике официальной Варшавы. Ранее на протяжении многих месяцев польские политики соревновались в призывах к тому, чтобы начать поставки оружия киевским властям, а правительство шаг за шагом раздувало военный бюджет.

На прошлой неделе президент Бронислав Коморовский после заседания Совета национальной безопасности, посвященного ситуации на Украине, с удовлетворением отметил, что правительство последовательно реализует его идею увеличения военных расходов до уровня 2% ВВП. Достижение этого уровня наступит уже в будущем году, военный бюджет возрастет тем самым примерно на 190 млн евро.

Сейчас военный бюджет Польши составляет около 10,5 млрд долларов (для сравнения: военные расходы Великобритании, которая занимает пятое место в мире по этому показателю, составляют 69 млрд долларов). В последние годы военные расходы страны были на уровне 1,95%, но покупка американских самолетов F-16 за 4 млрд долларов финансировалась не из бюджета министерства национальной обороны, а из центрального бюджета.

В последнее время в Польше слышны повсеместно голоса политиков и некоторых горячих голов среди военных о том, что Варшава должна активнее включиться в помощь Украине и в довооружение ее армии. О продаже польского вооружения Украине была речь во время недавнего визита премьера Польши Евы Копач в Киев. Даже некоторые известные представители посткоммунистического Союза демократических левых сил — партии, которая обычно занимает сдержанную позицию по вопросам отношений с Украиной, отмечают, что эта страна не внесена в список государств, в которые запрещен экспорт вооружения, а это означает, что нет препятствий для таких поставок.

О возможности продажи польского оружия Украине журналисты спрашивали также главного польского «ястреба», вице-премьера и министра национальной обороны Томаша Семоняка (которого польские сатирики не без причины окрестили «киллером с лицом ребенка») во время его недавнего визита в Литву. Он признал, что позиция Польши по этому вопросу «близка позиции США», и подчеркнул, что Варшава «оставляет за собой право на разные решения в будущем».