Формирование правительства в Молдавии после парламентских выборов неожиданно затянулось. Основным молдавским политическим силам потребовалось почти три месяца для того, чтобы воплотить в реальность те рецепты и сценарии, которые были прописаны не без активного участия извне практически сразу после выборов. Но вовлечение большинства ресурсов России и Запада в украинский кризис позволили ведущим молдавским политическим игрокам «под шумок» решить собственные задачи с добавлением традиционной для региона смеси личных амбиций, субъективизма, устранения политических конкурентов и т.д.

Само же завершение парламентской «коалициады» в Республике Молдова не принесло особых неожиданностей. Руководствуясь предложенными Западом принципами «инклюзивности» и «репрезентативности», молдавские либерал-демократы во главе с Владимиром Филатом и демократы под руководством фактического лидера Владимира Плахотнюка предпочли договариваться не с enfant terrible молдавской политики Михаем Гимпу, а с ее enfant rouge Владимиром Ворониным (впрочем, судя по количеству политических оборотов, последнего вполне можно было бы назвать moulin rouge).

«Правительство дипломатов», достаточно самостоятельное в последний период своего функционирования, все-таки уступило место более понятным и предсказуемым представителям крупного бизнеса, которые должны быть намного внимательнее к задачам, обозначаемым их партийными руководителями. Дипломатические средства на данном этапе в Молдавии оказались менее значимы, чем финансовые ресурсы и личные взаимоотношения их обладателей.

Итогом формирования новой конфигурации власти в Республике Молдова можно считать своеобразный компромисс, устраивающий основные политические силы. Партии, обеспечившие формирование правительства, гарантированно остаются в парламенте до середины 2016 года — истечения срока полномочий ныне действующего президента Николая Тимофти.

Партия социалистов во главе с Игорем Додоном, располагающая крупнейшей парламентской фракцией, получает возможность вести активную оппозиционную деятельность, не создавая при этом реальных препятствий для реализации того или иного курса властей.

Либералы под руководством Михая Гимпу уверенно занимают евроатлантическую нишу, при этом так же, как и социалисты, не будут нести ответственность за решения властей. Правда, либералы могут столкнуться с неожиданными конкурентами в лице Юрия Лянкэ и его сторонников, которые также могут претендовать на формирование европейской партии и на статус «обиженных олигархами». Стартовые шансы у экс-премьера неплохие, однако многое будет зависеть от его готовности стать самостоятельной политической фигурой и наличия внешней поддержки, в первую очередь со стороны Евросоюза.

В целом Молдавия продолжит западный дрейф, социалисты будут протестовать против этого с той или иной степенью активности (в зависимости от наличия ресурсов и возможностей). Правящие партии, включая коммунистов, будут демонстрировать зарубежным наблюдателям «широкий спектр» политических взглядов, представленных во власти, и исключение из власти «крайних» частей спектра в виде унионистов и сторонников интеграции с Россией. Заинтересованные зарубежные субъекты, скорее всего, будут избегать активного вовлечения во внутримолдавские политические процессы, оставаясь сосредоточенными преимущественно на украинском кризисе.

В новом правительстве Молдавии появилось несколько фигур, которые будут составлять конкуренцию министерству иностранных дел и европейской интеграции на внешнем периметре. К их числу можно отнести, к примеру, Виорела Чиботару — министра обороны, который является убежденным сторонником более активного сотрудничества с НАТО. Соответственно, вполне можно ожидать дальнейшей активизации взаимодействия молдавской армии как с самим Альянсом, так и с отдельными его членами, в первую очередь с Румынией. О том, как это будет отражаться на нейтралитете Молдавии, остается только догадываться, хотя предполагать и готовиться стоит уже сейчас.

Еще одним важным политическим назначенцем является вице-премьер по вопросам «реинтеграции» Виктор Осипов (в соответствии с законодательством Молдавии данное должностное лицо, как правило, представляет Молдавию в формате «5+2» и в иных переговорных форматах с Приднестровьем). В своём втором пришествии на данный пост Виктор Михайлович выступает в новом качестве: приднестровским переговорщикам предстоит иметь дело не с пресс-секретарем одной из партий (до первого назначения на должность вице-премьера по «реинтеграции» в 2009 году Виктор Осипов был пресс-секретарем Альянса «Наша Молдова»; на выборах в ноябре 2010 года эта партия не попала в парламент и присоединилась к Либерально-демократической партии, в то время как Осипов перешел в команду Демпартии Молдавии — прим. ИА REGNUM), а с опытным политтехнологом, добившимся хорошего результата для своей партии в ходе последних выборов на посту руководителя штаба и постоянно старавшимся оставаться в курсе молдавско-приднестровского урегулирования.

Г-н Осипов приходит на смену кадровому дипломату Евгению Карпову, пик успехов которого пришелся на первое полугодие 2012 года, когда г-ну Карпову удалось добиться серьезных уступок от приднестровской стороны. Однако в дальнейшем, вероятно, ожидание новых уступок от Тирасполя стало определяющим для Кишинева, в связи с чем переговоры стали больше напоминать позиционное противостояние, нежели равноправный эффективный механизм разрешения противоречий. Как профессиональный дипломат, Евгений Карпов предпочитал неизменно следовать тем постулатам международного права, которые он считал незыблемыми для Молдавии, пусть и в ущерб результативности переговоров с Приднестровьем и поиску действительно взаимовыгодных решений.

В лице Виктора Осипова приднестровская сторона обрела нового серьезного переговорщика, который призван, по-видимому, изменить тактику официального Кишинева. Опыт работы г-на Осипова в медиа-сфере и в области политтехнологий позволяет предположить, что молдавские власти могут попытаться использовать тактику неожиданных, нетривиальных решений, которые будут выходить за рамки классической дипломатии. Впрочем, и ожидать отхода от принципиальных для Кишинева позиций не приходится: Виктор Осипов доказал, что умеет их отстаивать весьма последовательно и активно, в т.ч. и в экспертном статусе.

Есть основания полагать, что в числе приоритетов г-на Осипова на нынешнем посту будет выстраивание новых контактов с украинской стороной, от которой зависит режим пропуска грузов через приднестровский сегмент границы. Заручившись поддержкой Киева и традиционно рассчитывая на то, что самая сложная часть работы будет выполнена чужими руками, молдавская сторона будет увереннее чувствовать себя в любых переговорных форматах с Приднестровьем. Что касается отношений с Россией, то новый вице-премьер постарается, по-видимому, использовать сам фактор новизны для выстраивания контактов, которые в последнее время не отличались постоянством и результативностью.

Заслуживает внимания и внутримолдавское измерение назначения Виктора Осипова. Должность вице-премьера существенно повысит роль г-на Осипова в таком важном для Демократической партии Молдавии сегменте, как внешняя коммуникация. Фактически Виктора Осипова можно будет считать теневым министром иностранных дел в правительстве от Демпартии, а также вполне официальным главным «контактером» от данной партии во взаимоотношениях с иностранными дипломатами.

Изменения затронут и формат принятия решений по Приднестровью в молдавской политической системе. Если раньше и Евгений Карпов, и Юрий Лянкэ принадлежали к одной политической партии и могли похвастаться высоким уровнем личных контактов, то теперь молдавский премьер и главный переговорщик по Приднестровью принадлежат к разным политическим партиям и, соответственно, им только предстоит выстраивать межличностную и профессиональную коммуникацию. На первоначальном же этапе мнение лидеров Демпартии, в особенности ее фактического лидера, будет иметь весьма существенное значение для г-на Осипова — не зря же руководство Демпартии добилось пересмотра партийной квоты по данному посту в свою пользу.

Вместе с тем, господа Филат и Плахотнюк являются главным образом политиками из бизнеса, чем бизнесменами из политики. Это, скорее всего, должно сблизить их видение проблем и предопределить подходы их протеже, господ Габурича и Осипова, к проблематике молдавско-приднестровского урегулирования. В канун вступления для Приднестровья в силу новых правил внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых Соглашением об ассоциации РМ и ЕС, а также на фоне серьезных экономических проблем, как в Молдавии, так и в Приднестровье, нельзя исключать того, что именно экономика и торговые связи между сторонами могут стать главной темой для дискуссий.

Остается надеяться, что определяющим станет конструктивный, прагматичный подход, направленный на достижение взаимной выгоды, а не конфронтационная тактика, рассчитанная на использование внешних ресурсов для экономического и политического давления.