Экс-директор украинского Национального института рака (НИР) профессор Игорь Щепотин был уволен непосредственно в операционной с вмешательством милиции, когда подготовленная к операции пациентка уже находилась на операционном столе. Об этом 16 февраля проинформировало издание УНН со ссылкой на родственников пациентки.

«Сегодня была плановая операция, у пациентки рак. Оперировать должен был лучший украинский хирург-онколог, профессор Игорь Щепотин. У нас сложный случай, и он был нашей надеждой. Однако, как только все было подготовлено для операции, уже наркоз сделали, все разрезы, врач должен был как раз начать свою работу… В этот момент в операционную ворвались, я их точно не знаю, одного фамилия Семиволос, и сообщили профессору о том, что тот уволен, чтобы он покинул операционную. Профессор вышел. Его выставили, а пациентка осталась лежать на столе. Вызвали милицию! После этого к нам прислали другого врача. И он нас не вел до сих пор», — цитирует издание родственников пациентки в публикации под заголовком «Ведущему онкологу Украины сообщили об увольнении непосредственно в операционной».

Щепотин по телефону, сказано в публикации, подтвердил слова неназванных родственников неназванной пациентки, отметив, что утром во время совещания никто ему не сообщил об увольнении — в т.ч. руководство или кадровый отдел Института. Врач заявил: «Во время совещания, как всегда, говорили о плановых операциях. Никакие приказы об увольнении мне никто не вручал. Напротив, подтвердили, что пациентка к операции готовится и будет подана. Как у директора НИР у меня закончился контракт 11 февраля, это известно. Однако, я оставался заведующим отделением опухолей брюшной полости НИР, поэтому пошел делать свое дело: спасать жизни. Такого, как произошло сегодня в операционной, я не видел и не слышал за всю свою профессиональную жизнь. Молюсь за то, чтобы пациентке оказали помощь, чтобы операцию провели мои коллеги, и чтобы все было хорошо. Сам я приступить к операции не успел, хотя пациентка уже была полностью готова».

По словам Щепотина, всё это происходило в присутствии камеры журналистов одного из центральных телеканалов. Он отметил: «Было похоже на театрализованное представление. Досадно констатировать, что тем, кто так хотел моего освобождения от должности директора НИР, плевать на жизнь людей, которых мы, врачи, призваны спасать. Ради „экшена“ на камеру они готовы ворваться в операционную и просто выставить оттуда врача».

Согласно публикации, в больнице подтвердили, что на вызов родственников пациентки прибыл наряд милиции, который взял показания у родственников и присутствующих врачей. Там отметили также, что на операцию, которую не успел сделать Щепотин, был направлен другой врач.

Издание pravda.ru в тот же день перепечатало материал украинских коллег под заголовком «Ведущего украинского онколога „люстрировали“ прямо во время операции», отметив: «Напомним, украинское министерство здравоохранения возглавил грузин Александр Квитиашвили. Возможно, таким образом грузинский чиновник хочет трудоустроить своих земляков на места украинцев?»

История с увольнением Щепотина, как выяснили блогеры, имеет не менее скандальную предысторию и уходит во времена правления Виктора Ющенко. В публикации на сайте medcontrol.com.ua, датированной 4 апреля 2014 года (т.е. уже после февральского госпереворота и «торжества демократии»), появилась публикация «В Институте рака репрессируют сотрудников за записи на Facebook», где говорится о том, что имеются «обоснованные обвинения Щепотина в коррупции, бесхозяйственности, злоупотреблении служебным положением», а также содержится прямое обвинение Щепотина в давлении на коллегу — врача института Андрея Семиволоса, который в социальной сети рассказал о принудительном сборе средств с каждого сотрудника НИР на «помощь украинской армии».

«И тут Щепотин увидел отличную возможность покончить со строптивым врачом. Семиволоса сорвали с операции и вызвали на профилактическую беседу в „местком“. Там ему объявили, что будущего у него в этой больнице нет, и что „правдоискатель“, публикующий нелицеприятные вещи о директоре НИРа у себя на Facebook, должен покинуть институт. Врачи НИРа, узнавшие об этом беспределе, были, конечно, возмущены, — сказано в публикации. — Но обезумевший директор НИРа пошел дальше и на следующий день в 14:00 собрал огромное совещание, на котором врач-блогер подвергся жесточайшей критике как… агент Москвы. Логика Щепотина проста и безукоризненна: заставляя врачей сбрасываться на армию, я поддерживаю новую власть и правительство Яценюка. Кто против новой власти и правительства Яценюка? Очевидно, что это враги, пятая колонна, рука Москвы, агенты ФСБ. Таким образом, все с Андреем Семиволосом ясно: московский шпион. Важным подспорьем в доказательной базе стало то, что Семиволос родом из Луганска. Попутно директор НИР в пух и прах разгромил все торакальное отделение, в котором работает Семиволос: мол, вырастили предателя Родины!»

Ещё ранее, в 2008 году на сайте niros.ru была размещена публикация Сергея Завального «Как семья Ющенко убивает онкологию на Украине», где рассказывается о том, как Щепотин стал руководителем Национального института рака. По данным автора публикации, НИР возник на базе Института онкологии Академии медицинских наук Украины в результате санкционированного властями рейдерского захвата медучреждения.

«Как оказалось, речь шла не только о смене названия института на Национальный институт рака, но и о смене юридического лица, собственника и руководства учреждения. А за красивой президентской инициативой стояли люди, желающие просто захватить Институт, — сказано в публикации. — В декабре 2007 года, нарушая Конституцию Украины, Бюджетный кодекс Украины, Закон Украины „Про особенности правового режима деятельности Национальной академии наук, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса“, Юлия Тимошенко, которой уж очень хотелось остаться в премьерском кресле, подмахнула решение о переподчинении Института Министерству здравоохранения. После чего последовал рейдерский захват института в „лучших традициях“ прошлых лет. За два дня силовыми методами учреждение было отобрано у академии. В кабинет действующего директора Сергея Шалимова (заслуженного деятеля науки и техники Украины, лауреата государственных премий Украины и СССР, доктора медицинских наук, профессора) ворвались люди и под угрозой ОМОНа захватили уставные документы и печать учреждения. Было заявлено, что временно исполняющим обязанности директора будет Игорь Щепотин. Он занял кабинет действующего, назначенного Академий наук, директора Шалимова, выгнав его в другой кабинет, а всех сотрудников уведомил о возможности увольнения, дабы заткнуть недовольным рот».

«Координатором проекта создания Национального института рака совсем неслучайно стала дочь президента — Виталлина Ющенко, не имеющая никакого медицинского образования и, конечно, не имеющая никакого отношения к онкологии. (Известно, что иногда она работает моделью на модных показах). В состав наблюдательного совета новосозданного Института входят семь человек. Главой наблюдательного совета является второй муж Виталлины Ющенко Алексей Хахлев, директор рубероидного завода и активный сторонник законодательного оформления лоббизма на Украине», — сообщил автор публикации, давший характеристики всем членам наблюдательного совета института — вплоть до мужа подруги «оранжевого президента».

Автор отметил, что новому юрлицу отошли большие материальные активы (киевская недвижимость и др.), а сам институт, «формально подчиненный Минздраву, реально ему не подконтролен» и является частной фирмой, где платные медицинские услуги прописаны в уставе. «Между тем разрушение Института, его трудового коллектива и его уникального научного потенциала уже началось. После реорганизации Института было отстранено либо уволено 35 сотрудников. Среди которых маститые хирурги, доктора медицинских наук, уникальные профессионалы своего дела. Из Ученого совета были выведены 4 доктора медицинских наук, несогласные с деятельностью нового директора. Новый директор Щепотин взялся и за изменение структуры Института. Были ликвидированы четыре его подразделения. В частности, единственное на Украине отделение реконструктивной хирургии молочной железы на 50 койко-мест. Ликвидация подразделения лишила возможности украинских женщин бесплатного лечения рака молочной железы при сохранении груди. Также была ликвидирована лаборатория экспериментальной фармакологии, задачей которой являлась разработка новых противоопухолевых препаратов. Было ликвидировано и отделение системных опухолевых заболеваний на 55 койко-мест — единственное на Украине отделение, специализирующееся на лечении лимфом», — сообщил автор публикации, вызвавшей широкий резонанс не только в среде широкой общественности, но и украинских медиков.

Сопоставляя вышеуказанные публикации, следует отметить, что весь постсоветский период Украины был предысторией нынешнего конфликта. За громкими словами о благе народном зачастую скрывалась элементарная коррупция, рэкет и рейдерство. Происхождение собственности Петра Порошенко вызывает не меньше вопросов, чем накопления его отца. Нынешняя вооруженная гражданская война является всего лишь закономерным следствием предыдущих событий.