Украинская промышленность в коме и без перспектив: к остановке «Южмаша» и других предприятий
Украина, 10 февраля, 2015, 11:17 — ИА Регнум. Украинская промышленность — в состоянии комы. В декабре 2014 года падение промпроизводства, до того стабильное, включило форсаж — дошло до 17,9% по сравнению с декабрем прошлого года. И это еще официальные данные государственной службы статистики Украины, которые могут приукрашивать реальность.
На ситуацию влияют сразу несколько факторов. Война на востоке Украины фактически лишила экономику 20% ВВП. Это признают и в Киеве, и в потенциально главном источнике финансов киевской власти — МВФ. «Ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20% ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», — заявляла в интервью Le Monde директор-распорядитель Международного валютного фонда
Политический же конфликт с Россией еще сильнее дал «под дых» украинской экономике. Предприятия-гиганты, традиционно являющиеся локомотивами промышленности Украины, оказались на грани коллапса. Один из наиболее ярких примеров — завод «Южмаш» в Днепропетровске. Промышленный колосс, спектр производства — от троллейбусов и тракторов до космических ракет. После прекращения сотрудничества с российскими предприятиями у предприятия возникли проблемы с недостатком заказов. В итоге единственный производитель ракет на Украине погряз в долгах. Некогда 50-тысячный коллектив сократился в пять раз, и оставшимся зарплату не платят полгода. Задолженность — свыше 80 миллионов гривен. По данным украинских СМИ, завод, на который не так давно с громкими обещаниями приезжал президент Украины Порошенко, в конце января был вынужден вообще прекратить свою работу, по крайней мере, до 2 марта. Предприятие ждет помощи от Киева. «Среди возможностей по дополнительной загрузке значительную часть — около 730 млн гривен — может обеспечить государственный оборонный заказ, которого предприятие было лишено все годы независимости. Необходимая работа с Минобороны, Государственным космическим агентством и Минфином уже проведена, вопрос включения соответствующих позиций в государственный оборонный заказ находится на стадии решения», — сообщают в пресс-службе завода. 9 февраля работники «Южмаша» передали в Днепропетровскую ОГА свои требования по погашению на предприятии долгов по зарплате и пригрозили властям масштабными акциями протеста.
Всего «Южмашу» для нормальной работы в 2015 году нужно около 2,5 миллиарда гривен, заключены же контракты всего на 980 миллионов. В правительстве вроде бы обещают госзаказы и кредитные гарантии, но пока дальше обещаний дело не идет.
Следующий кандидат на забвение в вечности — Кременчугский сталелитейный завод. За год предприятие уменьшило производство больше чем в 5 раз, точнее, на 81,96%. Ранее оно ориентировалось на российский рынок. Сперва продукция завода попала под запрет в России — из-за несоответствия техрегламентам. Затем и вовсе российский рынок был практически потерян из-за ситуации в Донбассе и холодной войны между Киевом и Москвой. Но заводу не дают даже обанкротиться. 26 января Хозяйственный суд Полтавской области отклонил прошение об открытии дела о банкротстве.
Несмотря на боевые действия, на востоке заводы работают даже под обстрелами. Например, «Лугансктепловоз». Завод, принадлежащий российскому ТМХ, может приостановить работу в феврале. Причина — ужесточение пропускного режима в зоне АТО и проблемы с ж/д путями. В результате поставки сырья и комплектующих на завод проходили с регулярными сбоями. А Киев тем не менее отменять жесткий пропускной режим в зону «АТО» не намерен. Напротив, обещают лишь ужесточать.
Еще более яркий пример — Авдеевский коксохимический завод неподалеку от Донецка. Крупнейшее в Европе коксохимическое предприятие работало, несмотря на все боевые действия. Пока не оказалось между двух огней. За январь завод несколько раз прекращал свою работу из-за боев. Но каждый раз своими силами сотрудники вновь запускали производственный цикл. Ситуация осложняется тем, что именно завод обеспечивает некогда 30-тысячную Авдеевку отоплением, через него же проходит и электричество. Но с каждым днем завод все сложнее удерживать в рабочем состоянии. А его остановка грозит крахом всей украинской металлургии. «Если завод будет уничтожен, а именно это является целью россиян, то это означает, что они хотят остановить в целом весь металлургический комплекс Украины, поскольку без кокса невозможно выплавить сталь. И нам придется принимать оперативные решения для того, чтобы обеспечить коксом из других стран мира», — об этом 21 января заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Как обеспечить импорт кокса — тоже вопрос. В 2014 году импорт коксующегося угля на Украину упал на 14%.
Хотя и без того металлургия проживает не лучшие времена. Поставки металлолома на метзаводы в 2014 году оказались на 83% ниже от заявленного необходимого уровня. Выплавка стали, в свою очередь, за год упала на 25% — до 1,874 миллиона тонн. Война и сопутствующие проблемы уже привели к остановке двух заводов, входящих в группу СКМ
Влияют на кому промышленности и внутриолигархические разборки. Например, дочернее предприятие украинского «Нафтогаза» — «Газ Украины» — требует от Хозяйственного суда Черкасской области признать черкасский «Азот», завод по производству минеральных удобрений, входит в холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа, — банкротом. Поводом для иска стал 181 миллион гривен долга. Ранее же между Фирташем и «Нафтогазом» разгорались споры из-за газа в украинских ПХГ, который принадлежал Фирташу, но был необходим Украине для прохождения зимнего сезона, а также из-за поставок газа на химические предприятия.
Как заявил в комментарии корреспонденту ИА REGNUM экономический эксперт
«Так уже сложилось, что большое количество крупных машиностроительных предприятий Украины ориентированы на Россию. И они не могут работать без России, так же как и многие российские компании машиностроения ориентированы на Украину, и для них это тоже проблема. Но ситуация на Украине усугубляется, что, к сожалению, нет альтернативы России… Для наших заводов типа „Турбоатом“, „Южмаш“, „Антонов“ есть только два пути — или восстановление нормальных торговых отношений с Россией, хотя это очень и очень сложно, или же остановка и полный демонтаж. Все разговоры о том, что эти заводы могут работать на рынки ЕС, — это нереально. Никто из европейских экспертов даже не рассматривает в будущем перспективы покупки или сотрудничества с украинскими машиностроительными предприятиями, так как их технологии и патенты ориентированы только на Россию. Для инвестора из ЕС проще построить отдельно модуль-цех и производить продукцию для себя по производственной кооперации, чем перестраивать украинские гиганты машиностроения. То же самое касается и предприятий украинской химии, которые работают на российском сырье и продают потом продукцию только в Россию», — подчеркивает эксперт.
Кроме того, Охрименко уверен — не помогут заводам и обещанные правительством госзаказы и мобилизация экономики. «Насчет госзаказов — это все обычный миф правительства Арсения Яценюка. Во-первых, нет денег в госбюджете, чтобы оплатить госзаказы. Сейчас уже бюджет должен почти 9 миллиардов гривен за сделанные поставки вооружения за предыдущие периоды. Традиционно продукцию забирают с заводов без денег, а потом годами не могут оплатить, и в результате предприятия не имеют возможности купить сырье и материалы. Во-вторых, без российских „смежников“ в принципе нельзя сделать украинское вооружение. Только можно ремонтировать старые танки и БТР, а все новые вооружения Украина делает только в кооперации с Россией. В-третьих, любые госзаказы на Украине — это коррупция и откаты, поэтому это скорее методы „зарабатывания миллионов“, чем реальная помощь экономике Украины и украинским предприятиям», — сказал Охрименко.
В то же время на фоне упадка ключевых украинских предприятия правительство Яценюка твердо намерено провести тотальную приватизацию. Например, министр экономики Украины