«Надо повернуть Молдавию в сторону евразийского вектора», — заявил, как сообщило 3 февраля комратское издание GagauzMedia, первый президент Гагаузской республики Степан Топал в ходе прошедшего в Комрате форума «Гагаузия после референдума: вызовы и перспективы», приуроченного к годовщине референдума о независимости Гагаузии и вступлении в Таможенный союз, состоявшегося 2 февраля 2014 года.

«Все политологи и эксперты говорят о том, что ЕС идет к своему завершению», — продолжил Топал. Он также выразил мнение, что Комрат «не доработал в направлении связей с Москвой и Анкарой». «И нам непростительно то, что мы не имеем связей с Татарстаном, Азербайджаном и другими тюркскими странами», — добавил первый президент Гагаузской Республики.

Он также высказался за создание Гагаузской епархии в рамках Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Без церковной автономии, по словам Топала, «Гагаузия идет наперекосяк уже более 20 лет».

Председатель юридической комиссии Народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи заявил, что заключая соглашение об ассоциации с ЕС, Молдавия взяла на себя обязательства, которые неприемлемы для Гагаузии. «Законы ЕС позволяют, чтобы Гагаузия самостоятельно начала диалог с ЕС — отдельным договором или протоколом. Я думаю, если мы корректно и культурно будем поднимать этот вопрос, он будет продвигаться», — сказал Бургуджи.

Депутат парламента Молдавии, лидер движения «Единая Гагаузия» Федор Гагауз высказал мнение о том, что «референдум показал: гагаузы — это не толпа, а народ, который умеет отстаивать свои права». Также он предложил закрепить дату референдума в истории, присваивая улицам и учреждениям название «2 февраля 2014 года».

ИА REGNUM напоминает, что 2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого 98,09% участников (в рамках законодательного референдума) проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, а более 97% (в рамках консультативного референдума) проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов, однако до сих пор молдавское «расследование» ограничилось приглашением в прокуратуру гагаузских «свидетелей» по данному делу.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.