«19 лет назад, в непростых условиях Россия вступала в Совет Европы. Тогда на многих дискуссионных площадках неоднократно поднимался вопрос, нужно или не нужно нам туда вступать, что это даст. И 28 февраля 1996 года официальная делегация из известных политиков, дипломатов, в которую входили Евгений Примаков, Владимир Лукин, Юрий Рыжов и другие, выехала в Страсбург для подписания ключевых документов о присоединении России к Совету Европы», — заявил член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Василий Лихачев в ходе круглого стола «Останется ли Россия членом ПАСЕ? Наши союзники и противники», состоявшемся в Москве 28 января, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Нами тогда были решены все ключевые вопросы. Подписаны все необходимые договоренности, включая условие об отмене смертной казни, — сказал эксперт. — Тогда российской стороне удалось договориться о заморозке этого обязательства, введя мораторий. С тех пор в течение 19 лет смертные приговоры не приводятся в исполнение в России, это обязательное условие членства в Совете Европы. Вообще, когда мы шли на этот шаг, вступали в абсолютно новую для нас организацию, мы, конечно, были запредельными оптимистами. Мы были уверены, что Россия обязана участвовать в европейской политике, состоять в европейских организациях, причем, делать это не в качестве пассивного наблюдателя, а в качестве активного участника и выстраивать через членство в Совете Европы то самое общеевропейское нормативное пространство, в котором действуют определенные цивилизационные ценности».

«И сейчас многие нормативы, которые действовали в Совете Европы, прежде всего, Конвенция о Правах Человека и Основных Свободах, фигурируют в российской конституции, — сказал Лихачев. — Они пронизывают содержание многих нормативно-правовых актов России. Это безусловный плюс. Но через некоторое время мы почувствовали некое негативное дуновение в сторону России от этих европейских институтов, к которым мы так стремились. Чеченский конфликт, события в Южной Осетии и Абхазии, дело Магницкого, дело Ходорковского. В настоящее время — события на Украине. В общем, на фоне всех этих событий у многих невольно возникает вопрос, а нужна ли нам вообще эта организация, что мы от нее получаем?».

«Думается, что с точки зрения дипломатии XXI века работа по подготовке к нынешней зимней сессии ПАСЕ была проведена на достойном уровне, — выразил уверенность Лихачев. — Теперь думается, что нам необходимо переводить диалог Россия — ПАСЕ в несколько иную плоскость. Необходимо подготовить концепцию участия российских парламентариев, сенаторов в международном многостороннем сотрудничестве в различных межпарламентских организациях. Провести мониторинг подобных мероприятий при поддержке министерства иностранных дел. Парламентский фактор у нас слабо выражен во внешней политике. И стоит отметить, что если бы не та колоссальная работа, которую проделали наши парламентарии в ПАСЕ, наверное, нам было бы гораздо сложнее сейчас отстаивать там свою позицию».

«Давление на нашу делегацию в ПАСЕ заметно усилилось во вторник после принятия Верховной радой постановления, что Россия — „агрессор“, — напомнил эксперт. — Это решение абсолютно безграмотно и с юридической, и с исторической точки зрения, стоит только почитать об определении агрессии в резолюции ООН от 1974 года. Ни один пункт из этой резолюции не подходит под Россию. Так что даже многим нашим европейским коллегам стало очевидно, что решение рады — чисто пропагандистский ход, рассчитанный на нагнетание обстановки и раздувание антироссийской истерии».

Как сообщало ИА REGNUM, на сессии в апреле 2014 года ПАСЕ лишила российскую делегацию до января 2015 года права голоса и исключила из всех руководящих органов ассамблеи в связи с присоединением Крыма к РФ. Российские депутаты и сенаторы тогда в знак протеста досрочно покинули сессию и отказались от дальнейшего участия в работе ПАСЕ. С тех пор делегация не приезжала в Страсбург, пропустив летнюю и осеннюю сессии. Перед началом зимней сессии 2015 года глава российской делегации Сергей Нарышкин предупредил, что Россия полностью приостановит свою работу в Ассамблее, если ее представители будут повторно лишены права голоса. 28 января ПАСЕ приняла резолюцию о лишении российской делегации права голоса и права быть представленной в руководящих органах ассамблеи до апреля. Глава российской делегации Алексей Пушков сразу после пленарного заседания заявил журналистам, что Россия уходит из ПАСЕ до конца 2015 года.