Европейский Центральный банк 22 января решил включить так называемый «печатный станок», выпустив на рынок до сентября 2016 года более одного триллиона евро. Это решение якобы поможет экономике еврозоны и всего ЕС избежать рецессии и начать реально расти. По мнению ряда экономистов, этот шаг может не только не улучшить ситуацию, но загнать ЕС в ещё более тяжёлый кризис.

Принятое решение продлить количественное смягчение широкого масштаба значит, что долго сомневавшийся ЕЦБ все же был загнан в угол и вынужден включить машину, печатающую евро, считает старший аналитик банка DNB Индре Гените-Пичкене, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 23 января. По её словам, на самом деле, «отступать некуда». «Уже зафиксирована дефляция, один из симптомов хронического заболевания еврозоны. Когда падают цены, завести двигатель экономики делается все труднее. Рост выдохся даже в самых устойчивых хозяйствах Германии и Северных стран. Южным государствам разогнаться мешают огромные долги, структурные барьеры, низкая конкурентоспособность, большая безработица и политическая усталость из-за затянувшейся политики фискального затягивания поясов. Все эти обстоятельства неблагоприятны для рациональных политических решений и позволяет пробиться во власть популистским, евроскептическим силам. Поэтому да, настало время для ЕЦБ бросить последний козырь», — отметила экономист.

Как же действует машина, печатающая деньги? Центральные банки начинают регулярно и в больших масштабах скупать ценные бумаги (включая и правительственные облигации стран), запуская на рынок миллиарды евро. Из-за увеличивающегося предложения евро их стоимость упадет, и евро по-прежнему будет падать по отношению к другим валютам, процентная норма будет оставаться весьма низкой. Такие обстоятельства теоретически должны сдвинуть экспорт с места, а со временем заставят расти внутреннее потребление и инвестиции. Но критики количественного поощрения высказывают серьезные аргументы против этой политики. Вливаемые на рынок наличные чаще всего неравномерно распределяются по экономике. Поскольку скупаемые ЕЦБ государственные ценные бумаги принадлежат богатым слоям экономики, такая политика увеличивает количество имеющихся у них денег и заставляет инвестировать. А поскольку процентная норма очень низкая, инвестиции чаще всего направляются в самые рискованные ценные бумаги или недвижимое имущество. Поэтому образуется благоприятная среда для раздувания имущественных пузырей.

Ежемесячно система ЕЦБ будет скупать ценные бумаги за 60 млрд евро, и весь период поощрения продлится как минимум до сентября 2016 года. За эти 18 месяцев система ЕЦБ выпустит на рынок более триллиона евро.

«Будет ли эффективным такое лечение? По нашему мнению, количественное поощрение даже крупного масштаба напрямую не решает первичных проблем еврозоны. Вялые корни экономического развития кроются в потерянных ступенях конкурентоспособности. Для лечения этого заболевания нужно хирургическое вмешательство — сильная политическая воля и эффективные структурные реформы. Между тем количественное смягчение больше подействует как обезболивающее, помогающее на время забыть о болезни», — заключила Гените-Пикчене

Тем временем, директор Департамента финансовых рынков Danske Bank Гедре Гечяускене отмечает, что ЕЦБ четко декларирует, что по-прежнему стремится и будет стремиться взять под контроль инфляцию, а такой сигнал важен и для потребителей, и для бизнеса. «На самом деле для начала хватило бы справиться с ожиданиями, что цены не будут падать, а уже только это может оживить потребление», — считает эксперт.

«Во-вторых, слабеющий евро будет увеличивать стоимость импортируемых товаров, то есть будет увеличивать инфляцию, заодно по той же причине будет увеличиваться конкурентоспособность производителей еврозоны. Это опять же положительный фактор для оживления экономики. Если эти эффекты будут доминировать, они могут способствовать и другим положительным эффектам: выросшая стоимость ценных бумаг увеличит и имущество их владельцев, низкая доходность облигаций поощрит потребителей направить средства или в другие инвестиции, или в потребление», — добавляет Гечяускене.

С другой стороны, по её словам, есть несколько причин, почему влияние новой программы ЕЦБ будет значительно слабее, чем аналогичная программа Федеральной резервной системы США, которая была реализована несколько лет назад, когда так же был запущен станок по печатанию долларов.

«В первую очередь, программа количественного поощрения США была неожиданной. ЕЦБ, наоборот, медлил, и мы дискутируем и ждем его будущих действий полгода. За этот период участники рынка уже сделали определенную черную работу на рынке — процентная норма и на денежных рынках, и на рынках капитала такая низкая, что каждый день кажется, что ниже ей идти просто некуда», — напомнила экономист.

Между тем когда ФРС начала свою программу, проценты государственных облигаций США сроком на 10 лет были равны примерно 3% (для сравнения, сейчас доходность облигаций Германии сроком на 10 лет достигает всего 0,5%).

«В конце концов, в США механизм передачи новой массы долларов в реальную экономику при таких условиях, по сути, эффективнее по исторически сложившимся причинам. В США весьма активным является рынок капитала, когда кредитовать предприятия может любой, кто пожелает приобрести их долговые ценные бумаги. Так что на рынке кредитов участвуют не только финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды и т.д.), но и предприятия, в конце концов, частные инвесторы. Между тем в еврозоне по традиции кредитованием занимается исключительно банковская система. А она выдвигает больше требований и ограничений, она стеснена и вместе с тем довольно однообразна. По этой причине успех программы ЕЦБ будет сильно зависеть от того, как банковская система будет способствовать достижению общих целей», — заключила эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Европейский Центробанк вновь запустил программу количественного смягчения. Об это заявил глава ЕЦБ Марио Драги на пресс-конференции в Франкфурте-на-Майне в четверг, 22 января, по итогам заседания ЕЦБ.

Драги рассказал журналистам, что ЕЦБ намерен начать скупку активов, включая частные и государственные ценные бумаги, в объеме 60 млрд евро в месяц. Программа количественного смягчения должна продлится до сентября 2016 года. Таким образом ЕЦБ намерен скупить активы на сумму более чем 1 трлн евро.

Справка ИА REGNUM. DNB является крупнейшей финансовой группой в Норвегии и одной из ведущих финансовых организаций в Скандинавских странах. 34% капитала группы DNB принадлежит Норвегии. На данный момент группа DNB имеет представительства в 19 странах мира. Банк Danske входит в состав Danske Bank Group, крупнейшего банка Дании, и является одним из ведущих кредитно-финансовых институтов Северной Европы.