Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии не предъявляет претензий на храмы Грузинской православной церкви
Армения, 16 января, 2015, 11:47 — ИА Регнум. 13 января 2015 г. одно из сетевых кавказских СМИ опубликовало статью под названием «Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей?». В статье нашли место тенденциозные утверждения, вводящие читателя в заблуждение касательно проблемы возвращения конфискованного в Советский период имущества Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии, говорится в комментарии Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии, поступившем в ИА REGNUM. Ввиду этого Епархия считает целесообразным доведение до сведения общественности информации, которую приводим ниже.
"Следует отметить, что с просьбой о реституции своего имущества к грузинскому государству обратились все религиозные организации, в том числе и Католическая церковь, Лютеранская церковь, Мусульманская община и Иудейская община.
1. Материал, опубликованный агентством, начинается следующими словами: «Обращение духовного предводителя армян Грузии, главы епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) Вазгена Мирзаханяна о необходимости „вернуть“ ААЦ сотни церквей, принадлежащих Грузинской православной церкви, вызвало живой интерес». Армянская Епархия в Грузии не предъявляла претензий на какой-либо из храмов, принадлежащих Грузинской православной церкви. Такого рода обвинения в адрес Армянской епархии, дезинформационные по своему характеру, вводят читателя в заблуждение, не основаны на каких-либо документах и способствуют разжиганию межрелигиозной розни в Грузии.
2. Касательно вопроса предоставления Армянской Епархии в Грузии статуса юридического лица публичного права, несмотря на т.н. предупреждения многих о том, что статус юрлица будет использоваться как инструмент в бесконечных спорах о «принадлежности церквей», причем на международном уровне, считаем целесообразным отметить следующее: статус юридического лица публичного права, согласно первоначальной инициативе грузинских парламентариев, должен был распространиться на все религиозные организации, имеющие историческую связь с грузинским государством. Более того, вопрос статуса юридического лица публичного права не связан с проблемой реституции конфискованного в Советский период имущества, и он являлся отдельной проблемой, стоящей в повестке дня всех религиозных меньшинств в Грузии, а не только Армянской Епархии, как это указано в опубликованном материале.
Как известно, соответствующие изменения в Гражданский Кодекс Грузии (статья 1509 прима) были приняты 5 июля 2011 г., хотя еще 15 ноября 2007 г. Комитет по правам человека ООН выразил сожаление «о том, что проблемы, связанные с возвращением мест отправления культа и связанного с этим имущества религиозных меньшинств, которые были конфискованы в коммунистическую эпоху, остаются нерешенными» и рекомендовал грузинским властям «решить проблемы, связанные с конфискацией мест отправления религиозных культов и связанного с этим имущества религиозных меньшинств» (См. параграф 15 Заключительных замечаний Комитета по правам человека ООН о третьем периодическом докладе, представленным Грузией об исполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, номер документа -CCPR/C/GEO/CO/3, дата принятия 15 ноября 2007 г., доступен по адресу).
3. В материале также отмечено, что «после обретения независимости и возвращения „памятников“ их законным владельцам, то есть грузинской и армянской церквям, в этой сфере был введен негласный принцип, похожий на принцип „нерушимости границ“». К сожалению, данная часть статьи также является дезинформационной, поскольку в последние годы Советского Союза и после восстановления государственной независимости Грузии, Грузинская православная церковь, без какого-либо согласия Армянской апостольской церкви, присвоила множество храмов, которые со дня своего основания и до вхождения Грузии в Советский Союз действовали в качестве армянских храмов и служили удовлетворению религиозных нужд прихода Армянской апостольской церкви в Грузии. Следует отметить, что Грузинская православная церковь присвоила также и католические и лютеранские храмы, находящиеся на территории Грузии, и это было опротестовано соответствующими религиозными организациями, действующими под юрисдикцией Грузии (См. письмо предводителей Римско-Католической, Армянской Апостольской, Лютеранской и Баптистской церквей в Грузии, адресованное председателю Комитета по правам человека ООН, от 27 июня 2014 г., доступное по адресу).
4. Касательно того, что «нередки случаи, когда при раскопках армянских церквей в Тбилиси обнаруживается грузинская основа», данное выражение также лишено какой-либо правовой и/или научной основы, поскольку ни один из армянских храмов в Грузии не был построен на основе грузинского храма, хотя мы, к сожалению, не можем сказать то же самое о грузинских храмах. Например, грузинский храм, расположенный в начале ул. Самгебро построен на руинах армянского храма 8-ого века им. Архангелов, а кафедральный собор г. Тбилиси им. Святой Троицы построен на месте армянского храма Ходживанк и расположенного возле храма армянского кладбища.
5. Далее информационное агентство делает вывод о том, что «судя по всему, именно стремлением „политизировать“ вопрос о принадлежности церквей и вызвано обращение владыки Вазгена Мирзаханяна о „возвращении“ его епархии 450 грузинских церквей, большинство из которых действующие. В них проходят богослужения, а их паства — православные христиане». Следует отметить, что вопрос возвращения армянских храмов в Грузии в лоно Армянской епархии является вопросом правового характера, а не политического. Иными словами, данный вопрос следует разрешить в рамках законодательства Грузии, на основе принципа равного подхода со стороны государства в отношении всех религиозных организаций, действующих в рамках юрисдикции Грузии. Ввиду того, что Грузинской православной церкви было возвращено конфискованное имущество, а религиозным меньшинствам, в том числе и Армянской епархии, их имущество возвращено не было, последние являются жертвой дискриминационного подхода со стороны государства и искоренение данной дискриминации является правовым вопросом, а не политическим. Не следует пытаться перевести данный вопрос в политическую плоскость, поскольку это противоречит Конституции Грузии.
6. Вместе с этим, в статье отмечается, что «обращение главы армянской епархии стало лишь первым шагом к началу открытого (причем межгосударственного) спора о принадлежности церквей». Следует отметить, что вопрос реституции армянских храмов в Грузии является внутригосударственным вопросом грузинского государства, и он не может быть переведен и/или решен в плоскости межгосударственных отношений с каким-либо третьим государством. Данный вопрос, также как и любой другой вопрос, исходящий из взаимоотношений грузинского государства с субъектами, действующими в рамках его юрисдикции, регулируется законодательством Грузии и нормами международного права, которые государство обязалось исполнять во благо обеспечения благосостояния субъектов, действующих в рамках своей юрисдикции.
7. Далее агентство отмечает, что «армянская сторона планирует…». В данной связи следует отметить, что Армянска епархия в Грузии является субъектом права Грузии, действующим в рамках территории Грузии, под юрисдикцией Грузии. Таким образом, Епархия не является «армянской стороной» и ее миссия заключается в удовлетворении духовных нужд граждан Грузии — прихожан Армянской апостольской церкви. Надеемся, упоминание «армянской стороны» журналистом агентства не имело цели разжигания межнациональной розни среди граждан Грузии и просим редакцию агентства впредь обращать внимание на подобного рода «ляпы».
8. Касательно того, что «обращение в ЮНЕСКО — лишь первый шаг по „фиксации“ проблемы на международном уровне. Дальше последуют внесение исков в международные судебные инстанции, обращения в Совет Европы, ее специализированные структуры и так далее», следует отметить, что целым рядом международных организаций, на протяжении последних лет уже неоднократно поднимался вопрос реституции имущества, конфискованного у религиозных меньшинств в Советский период (большинству, т.е. Грузинской православной церкви конфискованное имущество уже было возвращено). Так, Верховный комиссар ООН по правам человека, во время своего визита в Грузию 18-22 мая 2014 г. отметила, что она обеспокоена выборочным отношением государственных органов к религиозным меньшинствам в стране и призвала власти Грузии следовать взятым на себя международным обязательствам и уважать антидискриминационные положения собственной Конституции (См. «Верховный Комиссар ООН по правам человека обеспокоена выборочным отношением к религиозным меньшинствам в Грузии», доступен по адресу).
19 августа 2014 г. Комитет по правам человека ООН подчеркнул следующее: «отмечая принятие 27 января 2014 года правительством Грузии постановления No117 об осуществлении мер по выплате частичной компенсации за причиненный ущерб религиозным группам в Грузии во время тоталитарного советского режима, Комитет вновь выражает обеспокоенность неэффективностью принимаемых мер для решения проблемы возвращения религиозным меньшинствам мест отправления религиозных культов и соответствующего имущества, которое было конфисковано в советскую эпоху» и отметил, что Грузия должна «принять все необходимые меры для обеспечения возвращения мест отправления религиозных культов и соответствующего имущества религиозным меньшинствам и выплатить надлежащую компенсацию в случаях невозможности их возвращения» (См. параграф 18 Заключительных замечаний Комитета по правам человека ООН о четвертом периодическом докладе, представленным Грузией об исполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, номер документа -CCPR/C/GEO/CO/4, дата принятия 19 августа 2014 г., доступен по адресу. Для более полного обзора позиции международного сообщества по данному вопросу просим ознакомиться с докладом, доступным по адресу).
9. В опубликованном материале указано: «Чахаляна, вышедшего на свободу по амнистии, глава армянской епархии первым делом пригласил в главную армянскую церковь Тбилиси, где его встречали если не как святого, то, как героя и борца с „грузинским империализмом“». Следует отметить, что Армянская епархия посещает всех заключенных представителей своего прихода в местах лишения свободы. Двери Армянской Апостольской Церкви всегда были и остаются открытыми перед каждым человеком. Визит вышедшего на свободу Ваагна Чахаляна в армянскую церковь был инициирован ново-освободившимся молодым человеком с целью вознесения благодарственной молитвы. Пассаж о встрече освободившегося из тюрьмы молодого человека Епископом Вазгеном «если не как святого, то, как героя и борца с „грузинским империализмом“» представляется неуместным утрированием на религиозную тему, что противоречит принципам журналистской этики.
10. Следует отметить, что в 2014 г. было создано Государственное агентство по религиозным вопросам, в компетенцию которого входит способствование разрешению проблем, стоящих перед религиозными организациями в Грузии. Армянская епархия в Грузии надеется, что в сотрудничестве с грузинским государством сможет урегулировать проблему реституции имущества Епархии, также как и другие вопросы, беспокоящие граждан Грузии — прихожан Армянской апостольской церкви".