Политическое руководство России заинтересовано в формировании негативного образа Александра Лукашенко и такая же участь ждёт Нурсултана Назарбаева. Об этом в опубликованном 24 декабря интервью изданию slon.ru заявил российский политолог Глеб Павловский.

По мнению Павловского, политическая система РФ под руководством Владимира Путина нуждается в образе внешнего врага, и президент США Барак Обама на роль такового «не тянет», канцлер Германии Ангела Меркель — тоже, зато вполне подходит бессменный руководитель Белоруссии Александр Лукашенко и его казахстанский коллега Нурсултан Назарбаев. Павловский, предрекавший в 2004 году России потрясения по типу украинской «оранжевой революции», считает, что российской политической системе в поиске врага «пришлось выйти за собственные границы, на Украину», однако этим дело может не закончиться.

«Я уже говорил раньше, что система втянет в себя Белоруссию, но это началось даже быстрее, чем я ожидал. Я думал, это будет весной следующего года, а это уже сейчас пошло. По законам этой системы она не может терпеть компромиссного варианта, она должна превратить ненадежного союзника во врага. Поэтому она сейчас будет бежать быстрее, чем Лука. Будет торопливо превращать Лукашенко в фашиста», — сказал Павловский.

Оценивая перспективы появления аналога Новороссии на севере Казахстана и «кровавой астанинской хунты», а также возможную участь Назарбаева, Павловский отметил: «Ну, если Назарбаев начнет шевелиться, то да, он пойдет в ту же сторону. Там, правда, проблема другая. Там возникает проблема Китая, потому что тогда, как говорят в Одессе, „с некем жить“. У Луки есть шанс двигаться в сторону Европы, у Назарбаева нет. Его далеко не пустят».

«Система, конечно, делает ужасные стратегические глупости, оставаясь самой собою. И, конечно, совсем смешно слушать, что вот она сейчас развалится и мы пойдем через Спасские ворота, помолясь, выбирать себе кабинеты, — добавил Павловский. — Идут попытки такого размывания темы, и я думаю, что Белоруссия в этом смысле имеет перспективы, потому что она находится в том же месте сознания, где находилась Украина. Нужен Иуда. И тогда, конечно, президенту Лукашенко многое припомнят».

Павловский считает, что российская политическая система «сразу прыгает в радикальность» и не способна к компромиссу. «Она должна радикализовать тему, чтобы мочь о ней говорить. Поэтому в Белоруссии сразу вылезли национал-фашисты. В Белоруссии во время войны, оказывается, действовали национал-фашисты, что-то такое мелькало уже в телевизоре. Хотя Белоруссия в советское время считалась даже в сравнении с Россией и Украиной образцом антифашистского сопротивления. А теперь вдруг оказывается, что она допускала серьезные колебания в этом вопросе», — сказал российский политолог.

Оценивая перспективы появления в Белоруссии аналога украинского Степана Бандеры, политолог отметил: «Было какое-то количество опереточных белорусских фашистов, которые действительно являлись, в отличие от Бандеры, просто фашистами. Их привезли и увезли. Они не смогли там ничего контролировать. Такого явления, как белорусские охранники в лагерях, не существовало. В отличие от русских и украинских. Их имен никто не знает, кроме ученых-специалистов по Белоруссии. Я думаю, здесь даже „Википедия“ не поможет. Были какие-то там герои коллаборации, которые остались неизвестными миру».

Как сообщало ИА REGNUM, на протяжении ряда лет власти Белоруссии проводят политику «мягкой белорусизации», уничтожая русскоязычную топонимику и проводя ревизию официальной историографии. Вместе с тем Александр Лукашенко периодически заявляет о своей «русскости» — как правило, накануне начала торговых войн с Россией или в случае острой нужды в российских финансовых, сырьевых или иных ресурсах.