Вслед за состоявшимся в этом месяце успешным визитом Владимира Путина в Индию, завершившимся подписанием множества важных соглашений, в январе 2015 года индийское руководство ожидает нового высокого гостя — президента США Барака Обаму. С чем приедет американский президент в Индию? Сумеет ли привлечь давнего стратегического партнера России в фарватер своей внешней политики? Об этом рассуждает обозреватель ИА REGNUM, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев.

Состоявшийся 11 декабря визит президента Владимира Путина в Нью-Дели привлек большое внимание российской и международной общественности. Особую резонансность поездке придало то, что она проходила в контексте новой политики «разворота России на Восток и Юг» в условиях западных санкций и давления. Новый российский внешнеполитический подход, как известно, направлен на интенсификацию экономических и политических контактов с новыми, незападными центрами силы формирующегося многополярного мира.

Результаты поездки оказались весьма плодотворными и многообещающими. Стороны нашли общий язык и обозначили сходство подходов к решению ключевых проблем глобальной и региональной безопасности, таких как урегулирование ситуации вокруг Сирии, Ирана и Афганистана. Однако главные результаты переговоров на этот раз были сосредоточены в области экономического сотрудничества, которое в значительной степени будет сконцентрировано в высокотехнологичных секторах экономики и серьезных инфраструктурных проектах на территории Индии.

Москва и Нью-Дели договорились о начале совместного строительства третьего и четвертого блоков атомной электростанции «Куданкулам», возводящейся по российскому проекту. Владимир Путин предложил своего индийскому коллеге — премьер-министру Нарендре Моди — построить еще 25 энергоблоков. Последний выразил готовность построить как минимум 10 из них. Стороны договорились о совместной разработке арктического шельфа, об увеличении объемов поставок нефти и сжиженного природного газа в Индию. Были урегулированы разногласия в области военно-технического сотрудничества и принято решение активизировать проекты по совместной разработке и производству вооружений, таких как истребитель пятого поколения, сверхзвуковая крылатая ракета «БраМос». Россия наладит в Индии производство многоцелевого транспортного самолета, современных вертолетов, способных использоваться как в военных, так и гражданских целях. Индийская сторона дала добро на создание совместного предприятия для внедрения в Индии российской навигационной системы ГЛОНАСС.

Несмотря на обилие и конкретику заключенных соглашений, некоторые эксперты призывают оценивать итоги визита Владимира Путина сдержанно, утверждая, что Россия для Индии сегодня — сравнительно малозначимый партнер, далекий по своей значимости от Советского Союза. Место Москвы, утверждают они, занял Вашингтон. Крепнущая на наших глазах американо-индийская дружба способна оказать значительное влияние на расстановку сил в Азии и еще сильнее понизить политическое и экономическое значение Москвы для восходящей южно-азиатской державы. Насколько крепка американо-индийская дружба и каковы перспективы ее развития?

Новые возможности для развития американо-индийских отношений открылись после распада Советского Союза. В изменившейся обстановке Вашингтон постепенно начал отходить от своей привычной политики поддержки Пакистана — давнего антагониста Индии в регионе. Сосредоточившись на развитии экономических отношений, стороны обнаружили перспективность такого сотрудничества. Последние два десятилетия прошли под знаком увеличения объемов взаимной торговли. Только за период с 2000 по 2013 год взаимная торговля между Индией и США увеличилась в 5 раз, и ее объем составил $96 млрд. Сегодня 12% индийского экспорта отправляется за океан. В планах американской стороны — довести показатели взаимной торговли с Индией до $500 млрд.

Безусловно, за эти два десятилетия в отношениях США и Индии были сложности. Наиболее острый кризис двусторонние отношения пережили в 1998 году, когда Индия вопреки воле международного сообщества и к неудовольствию Вашингтона провела испытания собственной ядерной бомбы и пополнила клуб «ядерных держав». Однако введенные против Индии экономические и политические санкции продержались сравнительно недолго и вскоре были отменены. В первом десятилетии XXI века отношения Вашингтон и Нью-Дели переходят на уровень стратегического партнерства. Экономическое партнерство было дополнено сотрудничеством в военной сфере.

В 2006 году стороны сделали важный шаг вперед в развитии двусторонних отношений — заключили так называемую ядерную сделку, которая сняла с Индии действовавший более 30 лет запрет на поставку ядерного оборудования и материалов и фактически легализовала Индию в качестве государства с ядерным статусом. Таким образом, тесное партнерство «самой старой демократии» с «самой большой демократией» (именно так любят выражаться американские политики) обрело реальные очертания. Вашингтон сделал в Азии ставку на Индию, стремясь использовать ее в качестве противовеса Китаю и сдержать его растущую мощь.

Несмотря на все связывающие США и Индию нити экономического, технологического и гуманитарного сотрудничества, сегодня двусторонние отношения переживают не самые простые времена. Есть одно фундаментальное противоречие, которое на протяжении последних двадцати лет периодически приводило к трениям в двусторонних отношениях. Индия, понимая все преимущества сотрудничества с развитыми государствами Запада во главе с США и являясь открытой такому сотрудничеству, крайне негативно относится к попыткам внешнего давления. Опираясь на свой растущий потенциал, Нью-Дели часто открыто обозначает свое несогласие с позицией США и Запада, если эта позиция противоречит индийским интересам.

За последние годы американо-индийские отношения подверглись достаточно серьезным испытаниям. Принятый в 2010 году парламентом Индии закон об ответственности за ядерный ущерб возложил ответственность за возможный ущерб при аварии на АЭС на поставщиков оборудования и топлива для атомных электростанций, а не на операторов АЭС. Такое положение оказалось неприемлемым для американских подрядчиков, являющихся частными компаниями, не готовыми нести столь крупные потенциальные издержки в бизнесе. Несмотря на давление американской стороны, индийское руководство не изменило своей позиции по этому вопросу, и сотрудничество двух стран в области атомной энергетики не вышло на запланированный уровень. В данной ситуации в выигрыше оказались атомщики из третьих стран, в частности России.

Серьезным камнем преткновения в двусторонних отношениях стали торговые споры США и Индии, обусловленные шагами Нью-Дели, направленными на поддержку национального производства. Например, решение властей Индии о закупке машин для выработки экологически чистой энергии и оборудования для IT-технологий только у местных компаний привело к тому, что свыше двухсот представителей Конгресса США обратились к президенту Бараку Обаме с призывом надавить на индийское руководство и добиться от Нью-Дели прекращения «дискриминационной торговой политики». В июле этого года серьезную обеспокоенность Вашингтона вызвал демарш Индии в ВТО, имевший место при обсуждении условий заключения Всемирного договора о стандартизации таможенных правил. Срыв крупнейшей торговой сделки за последние 20 лет был вызван тем, что Индия потребовала дополнительных льгот в сельском хозяйстве, а именно: права субсидировать сельскохозяйственное производство в нормах, превышающих нормы ВТО.

Помимо торговых противоречий, между Вашингтоном и Нью-Дели существует достаточно длинный перечень иных разногласий: от недовольства индийской стороны стремлением Вашингтона ужесточить миграционное законодательство до беспокойства по поводу вывода американских войск из Афганистана и роста террористической угрозы для Индии. Осенью 2013 года разразился известный скандал с прослушиванием американскими спецслужбами телефонов руководителей иностранных государств, среди которых оказалось и индийское руководство. На последовавшие извинения и заверения американской стороны в приверженности дружбе и партнерству министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж ответила, что «друзья не шпионят друг за другом».

В мае 2014 года победу на парламентских выборах в Индии одержала Индийская народная партия (БДП) — одна из двух ведущих партий страны, наряду с «Индийским национальным конгрессом». Премьер-министром Индии стал лидер партии — Нарендра Моди. БДП часто характеризуют как партию «индуистского национализма», «почвенническую» политическую силу, приоритетом которой является более четкое отстаивание собственно индийских национальных интересов. Сама по себе победа на выборах этой партии и избрание ее лидера главой государства не сулили бы Вашингтону особых проблем, если бы не одно небольшое «но» — лидер БДП и новоиспеченный премьер-министр Нарендра Моди еще со времен администрации Дж. Буша — младшего находился под персональными санкциями Вашингтона. В 2005 году Моди запретили въезд в США из-за обвинений в подстрекательстве к преследованию мусульман на фоне народных волнений в индийском штате Гуджарат. После избрания Нарендры Моди премьер-министром эти ограничения, разумеется, были отменены, однако определенный осадок у индийской стороны остался.

Таким образом, к середине этого года Вашингтон и Нью-Дели подошли с солидным багажом противоречий. Для администрации президента Барака Обамы стало очевидно, что двусторонние отношения США и Индии нуждаются в полноценной «перезагрузке». Попытки запустить «перезагрузку» были предприняты в ходе августовского визита государственного секретаря США Джона Керри в Индию, а также в ходе первого визита премьер-министра Нарендры Моди в Вашингтон в конце сентября этого года. Главный посыл прибывших в Индию главы Госдепартамента Джона Керри и министра торговли Пенни Притцкер заключался в том, что партнерские отношения с США сулят Индии большую выгоду — в экономике, в политике, в области науки и технологий.

Первый визит Нарендры Моди в США 30 сентября этого года завершился без особых сенсаций. Стороны подтвердили приверженность развитию экономического и военного сотрудничества. Однако визит не принес значительных подвижек в переговорах по вопросу атомной энергетики, где Вашингтон пока не смог предложить Нью-Дели столь низкой себестоимости получаемой на атомных электростанциях энергии, какую предлагает индийским партнерам Россия. Неопределенность присутствует и вокруг перспектив военно-технического сотрудничества, т.к. Индия выступает за создание совместных предприятий по производству современных вооружений по аналогии с российско-индийскими проектами. Однако американская сторона, судя по всему, пока к этому не готова. Президент Барак Обама и премьер-министр Нарендра Моди де-факто обошли стороной тему украинского кризиса. Также Индия оказалась неготовой к участию в американской политике сдерживания Китая и России, равно как и к борьбе против «Исламского государства».

В январе 2015 году американское руководство предпримет новую попытку улучшить отношения с Индией: в Нью-Дели приедет президент США Барак Обама. Это будет его первая встреча с премьер-министром Моди на индийской земле и вторая попытка найти общий язык и укрепить стратегическое партнерство двух стран не на словах, а на деле. Высока вероятность того, что американский президент привезет с собой интересные предложения для своих индийских партнеров, а правительство Индии во главе с прагматичным Нарендрой Моди примет их, если сочтет выгодными для своей страны. Однако нынешнему главе Белого дома в ходе визита нужно будет постоянно помнить о том, что индийское руководство четко привержено идее национального суверенитета и многополярного мира, что премьер-министр Моди и его команда хотят видеть в Соединенных Штатах равного партнера и очень надеются на то, что в Вашингтоне это тоже осознают.