Во вторник, 16 декабря утром все проснулись и узнали, что ночью в одном из государств — членов ЕС, а точнее в Эстонии, был арестован итальянский журналист и общественный деятель Джульетто Кьеза, знаменитый своими критическими высказываниями в адрес западной политики по отношению к событиям в Восточной Европе. Об аресте журналиста написали почти все итальянские СМИ, как правоцентристские, так и левоцентристские. Кто-то просто написал, что Кьеза должен был выступать на международной конференции, не связывая арест журналиста с названием конференции («Россия действительно враг Европы?»), кто-то объединил объявление Кьезы персоной нон грата с его общественной деятельностью и пророссийскими выступлениями, но все СМИ сошлись в том, что данный случай был «вопиющим нарушением всех норм и прав — национальных, международных, европейских и мировых». «Речь шла о том, чтобы помешать гражданину Италии и Европы высказать свое мнение на территории одной из европейских стран», — высказался в своем блоге Джульетто Кьеза после освобождения. — «Они хотели помешать моему участию в конференции с очень явным названием, и чтобы предотвратить мой ответ на этот вопрос, я был арестован и посажен в тюрьму».

В этот же день случилось стремительное падение рубля, «забыли» про случай в Эстонии и начали писать про то, как всё плохо в России.

La stampa: «Кошмар России на рынках, рубль — „на качелях“. Длинные очереди и штурм супермаркетов. Рубль теряет почву под ногами. Рынки, кажется, не заботятся о вмешательстве Министерства финансов, которое объявило о продаже части валютных резервов в $7 млрд. Очереди в магазинах, как при Советском Союзе, люди хотят потратить максимально возможное количество рублей в страхе, что национальная валюта еще больше потеряет свое значение, как это случилось в 1998 году, накануне дефолта. Люди стоят в очередях по пять часов, оставляя после себя много пустых полок. Некоторые крупные дистрибьюторы иномарок приостановили поставки дилерам, которые, в свою очередь, заморозили продажи».

La Repubblica приводит слова Сергея Швецова, заместителя председателя Центрального банка РФ: «Ситуация критическая. Год назад я бы никогда не смог представить, что такое могло случиться, даже в худшем кошмаре». «Эти слова необычны для старшего должностного лица Центрального банка, но Сергей Швецов щедр на комментарии, чтобы высказаться о текущем валютном кризисе, который ударил по стране во главе с Владимиром Путиным, — комментирует издание. — Многие аналитики всё чаще вспоминают о событиях 1998 года, тогда как российское телевидения и местные средства массовой информации пытаются всячески показать, что ситуация под контролем, краха национальной валюты не произойдет».

«На сегодняшний день, контрмеры не смогли остановить обвал рубля, который потерял 50% своей стоимости с начала года. Военная интервенция на Украине с последующими санкциями, неблагоприятная экономическая динамика и падение цен на нефть, которые могут привести к краху ВВП, оказали давление на валютный резерв России», — резюмируется в статье.

Ilpost.it: «Россия действительно в беде. Всего лишь год назад экономика России росла примерно на 1,5 процента по сравнению с предыдущим годом. Президент России Владимир Путин готовился к зимней Олимпиаде в Сочи. На Украине начинались протесты, но президент был еще прорусский Виктор Янукович, союзник Путина, а война в Европе была предположением, о котором никто серьезно не думал. В течение 12 месяцев всё изменилось.Русская экономика находится в кризисе: санкции, введенные Западом после вмешательства России в кризис на Украине стали ощущаться всё яснее. Политически Россия никогда не была так изолирована за последние 25 лет, с момента падения Берлинской стены и распада Советского Союза».

Далее издание размышляет над причинами кризиса и приходит к выводу, что причина не только в падении цен на нефть и Украинском кризис, но и, в том числе, в некоторых структурных слабостях всей российской экономической системы. «Экономика России показала некоторые признаки слабости даже перед началом самого кризиса и даже до кризиса на Украине. Прогнозы роста были пересмотрены в сторону понижения и были связаны с чрезмерной зависимостью российской экономики от экспорта нефти и газа. Многие инвесторы начали просить, чтобы государство значительно снизило свою роль в экономике. Сегодня в России все стратегические отрасли находятся непосредственно под контролем государства: самых символичный пример — „Газпром“, крупнейшая государственная компания, карьеру в которой начинали многие важные члены национальной политики. Уже тогда начали появляться в ясной форме проблемы, связанные с огромной и неэффективной бюрократией. Запросы по сдерживанию безудержной коррупции и стимулирования местных инвестиций не были рассмотрены в качестве приоритетных. Положение мелких и средних предпринимателей — которые могли бы дать толчок российской экономике — остается очень серьезным: в России есть 3 миллиона средних и малых предпринимателей, 110 тысяч из которых в настоящее время находятся тюрьме».

Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини совершила на этой неделе двухдневный визит в Киев и встретилась с украинским премьер-министром Арсением Яценюком и президентом Петром Порошенко. По сообщениям итальянских новостных агентств, стороны обсудили различные аспекты сотрудничества, включая реализацию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, стабилизации экономики Украины, борьбе с коррупцией и отмены режима визы для украинских граждан в страны ЕС. Также обсудили гуманитарную ситуацию на востоке Украины, контролируемой «сепаратистскими боевиками».

В среду, 17 декабря Федерика Могерини написала на своей странице в Твиттере: «Я провожу встречи со всеми институтами гражданского общества в Киеве. Необходимо поддержать реформы, работать на пользу мира и суверенитета Украины. Это тот момент, чтобы перейти к фактам».

На страницах Corriere della sera Лучо Караччоло объясняет девальвацию рубля «кризисом политического режима в России» и желанием Запада наказать Россию за вмешательство в территориальную целостность Украины. «Защита доходов от продажи энергии и спасение рубля эквивалентно для Путина спасению своего трона. Новейшая история России показывает прямую зависимость между падением цен на нефть, финансовыми катастрофами и кризисом политического режима в России.

2015 будет последним года президента/царя? Обама, кажется, сделал ставки. С ним большая часть Европы, особенно та, когда-то угнетенная Москвой. Лидер Запада или то, что от него осталось, хочет заставить заплатить Путина за аннексию Крыма и за поддержку мятежников в восточной Украине. Санкции против России направлены именно на это. И Белый дом объявил, что усугубит санкции. Неявное следствие: если санкции приведут к падению режима Путина, еще лучше. Как минимум, экономическая война получит то, чего добивалась: уменьшить размер России до хрупкой региональной власти, после того как Путин намечтал, что его статус поднимется до одной из главных ролей на мировой арене. Повод заманчив, возможно, уникален».

Все беды России для журналиста Corriere della sera объясняются нежеланием Путина «проиграть» Обаме. «Потерпев поражение в Киеве, Путин оказался на перепутье: признать, что он потерял Украину и вести переговоры о непозорной капитуляции с Соединенными Штатами, которые поддержали восстание на Майдане; или принять столкновение в долгосрочной перспективе, делая ставку на всё, лишь бы не войти в историю как царь, который потерял колыбель России-матушки. Будучи в тисках этой альтернативы дьявола, чтобы скрыть свое поражение, Путин выбрал последнее. Primum vivere. Он принял вызов Обамы. Санкции Путина не согнут, ведь он опирается на легендарный русский патриотизм». Побочным эффектом этой проблемы, по мнению Лучо Караччоло, является «ослабление геополитических и энергетических отношений между европейцами (особенно немцами) и русскими». Обозреватель уверен, что «это всегда было стратегическим приоритетом для Вашингтона. Где складывается ощущение, что в перетягивании каната на Украине всё время идет игра против Москвы». В заключении журналист приходит к выводу, что ЕС и Россия взаимозависимы. «Эта игра очень тесно связана и с нами, европейцами. Крах России будет иметь разрушительные последствия для нашей безопасности, не только экономической. Если Путин уйдет, то вряд ли будет заменен горячим любителем западных свобод. Нельзя также исключать, что конец этого режима будет означать и конец России, образуя гигантскую черную геополитическую дыру с последующими соответствующими войнами. Этот сценарий можно полностью предотвратить, если бы русские и американцы — и если на то пошло, даже европейцы — выбрали бы путь компромисса. Многие по-прежнему убеждены, что соглашение об Украине будет достигнуто. Но время не работает на мир. И будьте осторожны, чтобы не недооценить гордость руководителей, непривычных к потере. Иногда, чтобы сохранить лицо, теряют трон. Но только после того, как поставили на кон страну».