«То, что власти сделали, — это незаконный, по сути, налог. Через несколько дней начнутся последствия, о которых они должны знать», — заявил 19 декабря корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист, сотрудник НИЭИ Минэкономики Белоруссии, пожелавший остаться неназванным, оценивая решение руководства республики ввести с 19 декабря 30%-й сбор при покупке иностранной валюты юридическими и физическими лицами.

Своё инкогнито эксперт объяснил желанием «доработать положенный срок». По его словам, руководство государственного института не приветствует комментарии независимым СМИ, а для официальных комментариев «есть специально выделенные люди».

«Решение властей — беспрецедентный случай. Я не припомню чего-то подобного в мировой практике — ни в Зимбабве, ни в Латинской Америке. Это какая-то инновация», — сказал эксперт, оценивая действие властей по введению 30%-го сбора.

«Это незаконный по сути налог — хоть сбором его назовите, хоть как иначе. А новый налог должен проводиться через закон в Национальном собрании. Но по большому счёту не важно, как это назвали, главное — последствия», — отметил эксперт. По его словам, следствием данной меры станет «рост цен буквально с сегодняшнего дня, после чего наступит кризис неплатежей, а затем и коллапс финансовой системы».

«Ведь импортные товары закупались за валюту, комплектующие для белорусских товаров закупались за валюту, нефть, металл, всё импортное сырьё — оно закупается за валюту. И теперь перед предприятиями стоит вопрос: где её взять? Даже если с 30%-й надбавкой, где изыскать эти валютные средства предприятию, которое должно расплатиться за поставки сырья? А продавать свою продукцию предприятие будет за белорусские рубли — если на внутреннем рынке, или за российские рубли — если на российском рынке, который для нас (Белоруссии) является основным. Ситуацию с российским рублём вы знаете, но проблема даже не в этом — россияне не будут покупать доллары для того, чтобы расплатиться специально с нашими поставками, — они просто не купят наши товары, и мы останемся с забитыми до отказа складами, после чего не будет средств на закупку сырья, комплектующих, налогов и зарплат. Вот к чему это приведёт», — сказал учёный.

«Наступает коллапс финансовой системы, просто не все это видят, — добавил эксперт. — Подождите пару недель — и вы увидите, как всё будет рушиться. Это ведь всё вполне закономерно и предсказуемо — мы каждый год делаем прогнозы и каждый год моделируем ситуацию, в т.ч. по рискам для национальной валюты. Да, у нас особая ситуация, но все знают уязвимое место — это внешние рынки, ведь мы (Белоруссия) — страна с открытой экономикой. Вот с этой стороны кризис и зашел. Мы это предсказывали — можете посмотреть наши доклады и отчёты, если вам дадут».

По информации собеседника, введение 30%-го сбора обсуждалось с Александром Лукашенко. «И я даже знаю, кто мог настоять на таком варианте решения — Михаил Мясникович, он любитель жестких административных мер. Даже когда во главе Нацбанка был Петр Прокопович — даже тогда предпочтение отдавалось рыночным, во всяком случае — понятным механизмам. А вот вчера (18 декабря) на совещании у президента, видимо, кто-то настоял именно на жестком административном варианте. И у меня только один вариант, кто это мог сделать», — сообщил собеседник. По его мнению, Александру Лукашенко был дан «глупый совет».

Экономист отметил, что у руководства республики не было выбора — проводить девальвацию или нет. «Но было принято решение, которое стало не то что неожиданным, а непонятным, каким-то странным. И это нервирует людей, вызывает непонимание у директоров предприятий. Надо девальвировать белорусский рубль, вы приняли такое решение — сделайте. Но здесь ведь как-то хитро всё оформили — вроде как и девальвации нет, а она есть на самом деле. А из-за чего так? А из-за того, что кто-то не хочет, чтобы слово это произносилось, хотя все прекрасно понимают, что произошло. И это не прибавляет авторитета власти», — констатировал белорусский экономист.