Президент Украины Петр Порошенко посетил с государственным визитом Варшаву. Его там ждали давно, но все как-то не складывалось. Поляки оправдывали это тем, что на Украине бушует гражданская война, хотя и не совсем понимали, почему Порошенко нашел время на перелет в далекие Сингапур и Австралию, поставив соседнюю Польшу на второе место. Тем не менее украинскому президенту устроили пышную встречу в Бельведере и Сейме, а придворные польские журналисты и политологи назвали визит «историческим». Помимо переговоров с президентом Польши Брониславом Коморовским, премьер-министром Евой Копач, министром иностранных дел Гжегожем Схетыной, президенту Порошенко устроили возможность выступить в парламенте перед депутатами, правительством в полном составе и дипломатическим корпусом во главе с апостольским нунцием в Варшаве. Правда, спикер Сейма Радослав Сикорский, представляя высокого гостя, вольно или невольно, отпустил в его адрес двусмысленный комплимент. «Вы вскочили на Майдане на бульдозер и тем самым предотвратили провокации между демонстрантами и „Беркутом“, сегодня вы для меня — также герой свободы», — сказал Сикорский. Неизвестно, что при этом думал сам Петр Алексеевич, поскольку история та произошла 1 декабря 2013 года и окончилась скверно: оппозиционеры нецензурно обматерили его, освистали и забросали яйцами, после чего столкнули с грейдера.

Это лирика, а есть проза. Первую скрипку в варшавском оркестре по отношению к Украине играет Коморовский. Его «голосом» выступают глава подотчетного Бельведеру Бюро национальной безопасности (BBN) Станислав Кожей и советник президента по международным вопросам Роман Кужняр. Что касается Кожея, то самым важным в выступлении Порошенко перед польским парламентом он назвал его решимость отказаться от внеблокового статуса Украины и интеграцию с НАТО. Директор BBN подчеркнул, что Киев «должен сделать огромные усилия, чтобы реформировать свою систему безопасности и Вооруженные силы». Это «долгий и трудный путь», ведь «с момента, когда Польша заявила, что хочет вступить в Североатлантический блок, до завершения процесса прошло 10 лет». Пока что Варшава готова продавать Украине вооружение. По словам Кожея, военно-техническое сотрудничество является темой переговоров между министерствами обороны двух стран. Однако он не возлагает большие надежды на массовые закупки Киевом польского оружия, поскольку Украина имеет «достаточно сильную собственную оборонную промышленность», поэтому речь идет о совместной кооперации и производстве.

Важным остается сотрудничество в энергетической сфере. В ходе визита газовые компании Gaz-System и Укртрансгаз подписали соглашение о подготовке к технически-экономическому обоснованию объединения газотранспортных систем Польши и Украины. Президент Gaz-System Ян Хадам считает, что интеграция газовых систем с обеих сторон может занять 3-4 года. В перспективе Варшава надеется в пять раз увеличить поставки газа на Украину, в настоящее время, исходя из технических возможностей, максимально польские газовики способны качать в соседнюю страну не более 1,5 млрд кубометров в год. Вопрос в том, где Польша собирается брать газ на экспорт. Собственного нет. Трубопроводный российский недёшев, чтобы его можно было бы перепродавать с наценкой. А гипотетический катарский, для приема которого надо еще достроить СПГ-терминал в Свиноуйсьце, и того дороже. При всей либерализации энергетического рынка, на которую пошла Варшава, ориентироваться на спотовый газ в контрактах такого масштаба означает серьезно рискнуть. Так на что рассчитывает Польша? Возможно, на американский сланцевый. На саммите Евросоюза в Брюсселе, который проходит 18-19 декабря, зазвучали голоса о желании ЕС ускорить переговоры с США о трансатлантическом торгово-инвестиционном пакте (TTIP) и подписать его не позднее конца 2015 года. В Варшаве могут исходить из того, что американцы начнут вытеснять Россию с европейского энергетического рынка, украинский маршрут транзита окажется Москве невыгодным, равно как продажи ей. И тогда на «помощь» Киеву придут польские «братья». Правда, они сами отягощены заключенным с «Газпромом» контрактом, который действует до конца 2022 года. Поэтому в случае развития данного сценария нельзя исключать, что Варшава все активнее и настойчивее будет ставить вопрос о пересмотре системы ценообразования, вплоть до досрочного расторжения соглашения (по предварительным оценкам, это ожидается в 2019 году).

Газ — не единственное, что Польша хотела бы взять под свой контроль на Украине. По данным польского министерства экономики, в течение 9 месяцев этого года торговый оборот между двумя странами составлял $4,9 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он уменьшился на 15%. Экспорт из Польши на Украину составил $3,1 млрд (- 25%), импорт — 1,8 млрд (+12%). Как заявил министр экономики Януш Пехочиньский, хотя ситуация на востоке Украины негативно воздействует на бизнес, важно, чтобы польские предприниматели не вывели свой капитал с украинского рынка. Это программа-минимум. Программу-максимум озвучивает Rzeczpospolita. Издание отмечает, что кризис дает шанс для компании Azoty увеличить продажу удобрений, заняв на европейском рынке место украинских фирм, для которых производство стало затруднительным по причине увеличившейся цены на газ. А группа Ciech может заменить поставщиков соды из Крыма. Миллиардер Ян Кульчик хочет экспортировать газ и уголь на Украину, а с Украины в Европу импортировать электроэнергию. Но если на этот рынок придут поляки, придется потесниться украинцам, например, одному из влиятельных олигархов Дмитрию Фирташу.

Отсюда еще одни важные заявления в ходе визита Порошенко в Варшаву. Накануне он дал интервью Gazeta Wyborcza, где один из вопросов был сформулирован так: «Не станут ли олигархи препятствием на пути трансформации Украины?» В ответ украинский президент дал гарантии в том, что «олигархи никогда не будут иметь влияние на украинскую власть». Он рассказал, что только что вернулся из Австралии и Сингапура, где ознакомился с деятельностью местных институтов по борьбе с коррупцией, с которыми собирается подписать соглашения о сотрудничестве. В каждом министерстве появится иностранный консультант, который не только будет помогать бороться с коррупцией, но и станет гарантом для мировой общественности, что борьба с коррупцией реально ведется. При этом, заявил Порошенко, он очень внимательно изучает опыт создания в Польше в 2006 году Центрального антикоррупционного бюро. Это перекликается со сказанным в интервью изданию советником польского президента Кужняром, который наибольшую проблему Украины видит в «ограничении влияния олигархов на государство. Предприятия Рината Ахметова перед падением Януковича давали 15% украинского ВВП. Покажите другую страну, где один человек столько бы создавал. Мы не уверены, что спустя год после Майдана власть олигархов уменьшилась».

Поэтому при всем желании Варшавы и президента Коморовского, сделав ставку на Порошенко, «переварить» Украину, похоже, это не только создает большие проблемы украинскому лидеру, но и выглядит польской «самодеятельностью». Фактором неизвестности для Варшавы остается поведение Парижа и Берлина. Несмотря на сотрудничество в формате Веймарского треугольника, варшавские эксперты опасаются неожиданных действий со стороны франко-германской стороны. «Канцлер Меркель в последние дни явно смягчила позицию по отношению к Кремлю из-за опасений, что финансовый кризис приведет к падению путинского режима, Москва погрузится в хаос или к власти придут более радикальные политики», — отмечает эксперт Европейского совета по внешней политике (ECFA) в Берлине Олаф Бонке. Это во-первых. Во-вторых, задается вопросом портал Polityka, «как отреагирует Москва на сделанные Порошенко заявления в Варшаве»? Вступление Украины в НАТО — дело далекого будущего, но Россия ответит уже сегодня. Польша должна понимать, что поощрение Киева на выбранном им пути будет означать полный разрыв и ответные действия по отношению к Варшаве со стороны Москвы. В-третьих, все запланированные Порошенко и Коморовским проекты могут сорвать в самом Киеве. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк и контролируемые олигархами депутаты Верховной рады вряд ли позволят своему политическому конкуренту набрать очки, не говоря уже о каких-либо серьезных попытках подставить под угрозу их бизнес. Украинский лед очень коварен и на нем легко поскользнуться. Польше есть над чем подумать.

Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM