Власти Белоруссии взялись за популяризацию «вышиванки»
Белоруссия, 14 декабря, 2014, 19:48 — ИА Регнум. В центре Минска установлена новогодняя ёлка, украшенная изображениями славянских орнаментов, а также достопримечательностей Белоруссии и Минска, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Новогодняя ёлка на Октябрьской площади Минска впервые столь богато украшена изображениями народных орнаментов — как правило, их вышивали на одежде, поэтому известны как «вышиванки». Их можно видеть на щитах внизу «главной» минской ёлки, а также на полотнищах, которыми она обвязана. Помимо «вышиванок» видны также гирлянды ламп и изображения минского католического костёла, зубра из Беловежской пущи и др.
13 декабря в минском Дворце искусств состоялся фестиваль «День вышиванки» («Дзень вышыванкі»), организованный общественной инициативой «Арт Усадьба» («Арт Сядзіба») и общественной организацией «Белорусский союз художников». Подобные мероприятия в таком месте и на фоне украинских событий невозможно провести без санкции чиновничьей «идеологической вертикали».
Особенностью «Дня вышиванки» стало обилие не только различных предметов, богато украшенных орнаментами, но также символики прозападной оппозиции в Белоруссии. В частности, на различных предметах было представлено изображение литовского герба «Погоня» — герба постсоветской Литвы, а до этого — правителей Великого княжества Литовского; данный герб также использовался белорусскими национал-коллаборационистами как «национальный» в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной войны (белорусские националисты считают ВКЛ «белорусским» государством). Среди прочих предметов обратили на себя внимание шевроны с различными изображениями, в т.ч. Михаила Витушко — гитлеровского пособника, активно участвовавшего в антипартизанской и диверсионной деятельности («белорусский» аналог Романа Шухевича).
Также предлагалась бело-красно-белая символика — флаг из полос в таком сочетании был придуман в 1917 году и активно использовался коллаборационистскими формированиями во время обеих мировых войн XX века, а ныне этот символ активно используется прозападной оппозицией в Белоруссии. Т.к. льняные сорочки с ручной вышивкой стоили весьма недёшево, то более «бюджетным» предложением стали «вышимайки» — произведение польских дизайнеров, совмещающее классическую майку-футболку с нанесённым на неё «принтом» узора народного орнамента.
Данное мероприятие — второе в нынешнем году: 5 октября «Арт Сядзіба» и Ассамблея НГО провели аналогичный, но менее масштабный «День вышиванки». До этого народный орнамент как символ противопоставления себя всему русскому активно использовался в соседней постсоветской республике — Украине. Особое внимание украинские неонацисты уделяли, наряду с орнаментом, борьбе с русским языком (в любых проявлениях), а также популяризации лидера «Организации украинских националистов» (ОУН) Степана Бандеры и его сподвижников из «Украинской повстанческой армии» (УПА).
До этого власти Белоруссии провели спортивное мероприятие «Мова Сup» («Кубок Языка»): условием участия в мероприятии стало использование «беларускай мовы» при том, что Конституция и закон о языках гарантируют гражданам равенство двух государственных языков (русского и белорусского) во всех сферах жизни. «Лицами» мероприятия стали спортсмены Александра Герасименя и Виталий Родионов, а состязания прошли на территории Центра олимпийской подготовки по легкой атлетике. Примечательно: данное госучреждение находится на улице им. Калиновского — польского террориста Викентия Константина Калиновского, лично руководившего боевиками во время польского шляхетского мятежа 1863 года на территории Северо-Западного края Российской империи (ныне — территории Белоруссии и Литвы).
Как сообщало ИА REGNUM, на протяжении многих лет власти Белоруссии проводят политику белорусизации, предполагающей уничтожение русскоязычной топонимики, ревизию официальной историографии, а также активное политическое мифотворчество. Александр Лукашенко уверен в наличии «белорусской цивилизации». Он также в том, что элемент одежды польских магнатов — «слуцкий пояс», является «белорусским национальным символом», помогающим избегать «оранжевых революций», а не отражением польской идеологии «сарматизма», в которой белорусам отводилась роль скота (польск. «bydło»).